Право на доведение до всеобщего сведения

В последние десятилетия появились иные технические возможности распространять объекты авторского права и смежных прав с помощью гло­бальных компьютерных сетей, прежде всего Интернета. Подобное распро-

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 18.


126 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц


§ 4.10. Право на доведение до всеобщего сведения • 127


 


странение объектов стало называться доведением до всеобщего сведения, ко­торое включает две стадии:

1) размещение объектов в цифровой форме в цифровой среде, т. е. на серверах, персональных компьютерах или иных электронных устройствах, являющихся элементами компьютерных сетей;

2) доступ к размещенным в компьютерной сети объектам любым пользователем компьютерной сети.

Первая фаза представляет собой воспроизведение объектов в элект­ронном средстве, а вторая — индивидуальный доступ к размещенным в компьютерной сети объектам.

Право на доведение до общего сведения объектов авторского права и некоторых объектов смежных прав в компьютерных сетях введено в Дого воре ВОИС по авторскому праву и в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам.

Необходимость выработки новых норм права была вызвана тем, что Интернет стал представлять серьезную опасность для интересов правооб­ладателей различных объектов авторского права и смежных прав. Интер нет как цифровая среда представляет собой идеальное средство воспроиз­ведения и распространения почти любых объектов авторского права и смежных прав. В результате в компьютерных сетях оказались размещен­ными огромные информационные ресурсы, в том числе охраняемые.

Доступ к информационным ресурсам представляет несомненное об­щественное благо, способствующее распространению знания и инфор­мации, однако многие ресурсы размещались в компьютерных сетях непра­вомерно. Применимость действующего законодательства осложнялась отсутствием государственных границ в компьютерных сетях. Вот почему в течение ряда лет эксперты пытались разработать нормы, которые могли стать действенными для охраны цифровых объектов, размещенных в циф­ровой среде.

В Договоре ВОИС по авторскому праву и Договоре ВОИС по исполне­ниям и фонограммам установлены далеко не совершенные правовые нор­мы. Дело не только в неуклюжих формулировках, но и в противоречивости принятых мер. Даже право доведения до всеобщего сведения было сфор­мулировано в договорах по-разному: в Договоре ВОИС по авторскому пра­ву оно оказалось частью права на сообщение до всеобщего сведения, а в Дого­воре ВОИС по исполнения и фонограммам — самостоятельным правом. Расширяя эти формулировки1, любым объектам авторского права и смеж­ных прав, которые могут быть размещены в компьютерных сетях, можно дать такое определение.

1 См.: Договор ВОИС по авторскому праву и согласованные заявления в отношении договора ВОИС по авторскому праву. Женева: ВОИС, № 226(R). 2000. С. 9; Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам и согласованные заявления в отношении до говора ВОИС по исполнениям и фонограммам. Женева: ВОИС, № 227(R). 2000 С. 13, 15.


Право на доведение объектов до всеобщего сведения — это исключи­тельное право осуществлять или разрешать доступ к этим объектам по проводам или с помощью беспроводной связи таким образом, что представители публики могут его осуществлять из любого места и в любое время по их собственному выбору.

В данном праве главное заключается не в разрешении доступа к объек­там в сети, а в их размещении в компьютерной сети. Для доступа не нужны разрешения, а для размещения охраняемых объектов в сети такие разреше­ния необходимы. Поэтому следует иметь в виду, что право на доведение до всеобщего сведения лишь подтверждает существование права на воспроизве­дение объектов в цифровой среде.

Следует подчеркнуть, что разрешение публике осуществлять доступ К объектам из любого места и в любое время по их собственному выбору Лвляется декларативным, поскольку для его реализации необходимо иметь технические и финансовые возможности доступа к компью­терной сети.

Между доведением до всеобщего сведения и сообщением для всеобще-то сведения существует не только схожесть, но и принципиальные отли­чия.

Во-первых, право на сообщение для всеобщего сведения может 'иметь публичный характер, если прием передач организаций вещания или проигрывание фонограмм или иных объектов происходит публич­но, т. е. не в кругу семьи. Право на доведение до всеобщего сведения не имеет публичного характера и реализуется индивидуально даже не всегда в Кругу семьи.

Во-вторых, в отличие от сообщения для всеобщего сведения доводить до всеобщего сведения можно любые объекты авторского права и смежных прав, даже трехмерные в голографической форме. Понятно, что для произ­ведений искусства и архитектуры могут быть доведены до всеобщего сведе­ния только изображения этих объектов.

В-третьих, в случае доведения до всеобщего сведения любой пользова­тель сам выбирает интересующий его объект из их множества. При сооб­щении до всеобщего сведения пользователь может выбирать только между передачами организаций вещания в выбранный момент времени. Ситуа­ция радикально не изменяется в случае «вещания по запросу», поскольку и здесь выбор ограничен. Положение лучше при интернет-вещании, когда пользователь может выбирать из записей передач, размещенных в Интер­нете. Но это уже не сообщение для всеобщего сведения, а доведение до всеобщего сведения!

Доведение до всеобщего сведения является одной из форм распро­странения объектов авторского права и смежных прав не в форме вещест­венных товаров, а в виде цифровых объектов. Принято считать, что если объекты распространяются не в виде вещественных товаров, то исчерпа-


128 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц


§ 4.12. Право на прокат • 129


 


ние права на распространение не происходит. Например, считается, что право на сообщение для всеобщего сведения не подлежит исчерпанию.

Однако такой подход лишен смысла в компьютерных сетях. Непризна­ние исчерпания права на распространение объектов в цифровой форме оз­начало бы, что пользователь, правомерно сохранив (download) на своем компьютере те или иные объекты, не мог бы иметь право на их дальнейшее распространение в той же форме. Однако именно такие действия часто раз­решаются владельцами сайтов для распространения размещенных объек­тов.

Еще более абсурдная ситуация возникает, если охраняемый объект правомерно приобретен в компьютерной сети. В этом случае нет никаких оснований считать, что покупатель не имеет права продать, подарить, об­менять этот объект в цифровой форме, т. е. ввести его в гражданский обо­рот.

Таким образом, право на доведение до всеобщего сведения в компьютер­ных сетях подлежит исчерпанию, как и право на распространение объек­тов, воплощенных в вещественных товарах.