Возникновение права интеллектуальной собственности

Результаты творческой деятельности всегда присутствовали в жизни человека. Важнейшими результатами творческой деятельности были и ос­таются изобретения, многие из которых стали поворотными этапами в раз­витии человеческого общества. Достаточно напомнить изобретение спосо­бов добывания огня и получения металлов, изобретение колеса, компаса, бумаги, часов, книгопечатания, микроскопа, телескопа, паровой машины, пишущей машинки, фотоаппарата, линотипа, автомобиля, киноаппарата, фонографа, радиоприемника, магнитофона, транзистора, телевизора, ин­тегральной микросхемы, телефакса, сканера, персонального компьютера, принтера и т. д.

С незапамятных времен человеческому обществу были свойственны элементы музыки и изобразительного искусства. Поворотным моментом в развитии человечества стало изобретение письменности, ставшей выра­жением этапа развития общества, когда интеллектуальный потенциал че­ловечества потребовал своего выражения не только в виде материальных объектов, которые создавал человек и в которых выражался его интеллект,


18 • Глава 1. Интеллектуальная собственность


§ 1.7. Моральное и экономическое право • 19


 


навыки и умения, но и в виде особых материальных объектов, где фикси­ровались его мысли и представления о мире и о себе. До наших дней дошли памятники древнего искусства и древней письменности, которые способ­ствовали интеллектуальному и духовному развитию человечества.

Кратко рассмотрим возникновение права на объекты интеллектуаль­ной собственности. Как уже отмечалось, правовая охрана объектов ав­торского права и смежных прав наступает автоматически с момента их соз­дания, а объектов промышленной собственности — после регистрации в патентном или ином ведомстве и получения охранных документов (па­тентов или свидетельств).

Возникновение права на объекты интеллектуальной собственности в национальном законодательстве связывают с критериями правоспособно­сти того или иного объекта.

Следует подчеркнуть, что ни Парижская конвенция по охране про­мышленной собственности', ни Бернская конвенция об охране произведе­ний литературы и искусства не содержат критериев правоспособности. Бо­лее того, обе конвенции не содержат даже упоминания о творческом характере деятельности по созданию того или иного объекта. Положение вполне объяснимое, поскольку многие объекты интеллектуальной соб­ственности не являются не только результатом творческой, но даже ин­теллектуальной деятельности. Достаточно напомнить о фонограммах, некоторых передачах организаций вещания, географических или фирмен­ных наименованиях.

Критерий творческого характера произведений литературы, науки и ис­кусства в той или иной мере включен в законодательство многих стран. В частности, в ст. 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации уста­новлено, что «автором произведения науки, литературы и искусства при­знается гражданин, творческим трудом которого оно создано»2.

Критерии правоспособности объектов смежных прав в большинстве случаев связаны с правомерностью использования некоторых видов объ­ектов авторского права и смежных прав.

Критерии правоспособности объектов промышленной собственности на международном уровне установлены в Договоре о патентной коопера­ции и в Соглашении ТРИПС. Важнейшими из них являются новизна и промышленная применимость соответствующих объектов.