Административно-правовые отношения. Понятие и основные черты.

Административные правоотношения или административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, в которых участники реализуют свои права и обязанности в сфере публичного управления.

Структура административно-правовых отношений:

Субъекты: Невластные субъекты (граждане и организации) и властные субъекты (ОИВ МСУ, суд).

Присутствие хотя бы одного субъекта, наделенного властными, полномочиями является обязательным. При этом властный субъект должен не просто присутствовать, а вам нужно установить, реализует ли он свои властные полномочия в области публичного регулирования, входящих в предмет АП.

Объект административного правоотношения: круг общественных отношений, на которые нормы административного права оказывают свое воздействие (см. предмет).

Предмет административного правоотношения – конкретный материальный предмет или информация.

Возникновение, изменение и прекращения административно-правовых отношений влекут за собой определенные юридические факты.

Юридический факт – фактическое обстоятельство, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юридическими фактами обычно признаются определенные события и действия (правомерные и неправомерные).

Особое место среди юридических фактов занимают индивидуальные административные акты.

В административных правоотношениях действуют 2 презумпции:

1. Любое взаимодействие невластного субъекта с представителем публичной администрацией происходит в рамках административного правоотношения, если эти отношения прямо не входят в предмет регулирования другой отрасли.

Под это не подпадают:

- Следственные действия;

- отношения в области бюджетного процесса и налоговые отношения.

2. До установления факта незаконности действий представителя публичной администрации, его действия считаются законными.

Сфера возникновения Административных правоотношений

Возникают в сфере действия публичной администрации и основаны на властном подчинении одной стороны другой.

Следовательно, во-первых, административные правоотношения не всегда могут прерваться по воле сторон, а по воле невластной стороны может прерваться только в том случае, если невластная сторона сама инициировала возникновение этих отношений.

Во-вторых, стороны ограничены в возможности изменения содержания правоотношения.

В-третьих, субъект, наделенный властными полномочиями, может в одностороннем порядке изменить правоотношение, если оно возникло на основе правового акта, который этот субъект издал.

Внешние признаки административных правоотношений (обстоятельства):

1. совершение невластным субъектом действий, направленных на реализацию прав и обязанностей и порождающих у публичной администрации обязанность обеспечить реализацию этих прав или исполнение обязанности. Обращение в форме заявления или жалобы.

2. издание органом публичной администрации индивидуального правоприменительного акта, направленного на изменение или прекращение правоотношений.

3. Реакция представителя публичной администрации на совершение противоправных действий.

4. совершение представителем публичной власти иных юридически значимых действий с использованием государственно-властных полномочий, затрагивающих правосубъектность иных лиц.

5. возникновение спора, вытекающего из деятельности исполнительной власти.

Признаки административных правоотношений:

1. всегда присутствует представитель публичной администрации;

2. управленческий характер;

3. стороны находятся в неодинаковых позициях;

4. возникают по инициативе одной из сторон;

5. споры разрешаются как в судебном, так и в административном порядке;

6. не всегда могут прерваться по инициативе одной из сторон;

7. в случае нарушения норм несут ответственность не перед друг другом, а перед государством.