Степень изученности и научной разработанности

Степень изученности и научной разработанности темы представляет собой краткий обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области. В нем приводятся все значимые публикации, имеющие отношение к теме исследования, отмечается, какие вопросы раскрыты на текущий момент по проблеме исследования, и что осталось нераскрытым, определяется общее направление собственного исследования автора работы. Основу обзора должны составлять статьи научных журналов и научные монографии, в том числе на иностранном языке. Учебники и учебные пособия следует использовать для определения основных терминов и понятий. Описание степени изученности и научной проработанности заканчивается результирующим выводом о том, что именно данная тема ещё не раскрыта или раскрыта частично и не получила должного освещения в специальной литературе, поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Таким образом, определяется место собственного исследования в конкретной области знаний.

Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности приведены на рисунке 4.1.

При обосновании актуальности и описании степени изученности и научной разработанности темы рекомендуется использовать типовые лексико-синтаксические конструкции, приведенные в Приложении

Типовые ошибки, допускаемые студентами при обосновании актуальности темы исследования:

- Обоснование актуальности не связано с темой исследования.

- Не употребляется сам термин "актуальность".

- Не используются ключевые слова.

- Анализ ситуации в выбранной области не подкреплен конкретными фактами, статистическими данными, тенденциями, известными результатами научных и практических достижений.

- Отсутствует формулировка проблемы.

- Не изложены малоизученные вопросы в науке и/или решении прикладных задач, которые определяет проблему исследования.

 

Рисунок 4.1 – Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности

Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании степени изученности и научной разработанности темы исследования:

- Представленный краткий обзор и анализ известных научных достижений в выбранной области не имеет непосредственного отношения к заявленной теме.

- Основополагающие научно-прикладные работы выбранной области не рассмотрены.

- В приведенном описании дается только перечень литературных источников. Анализ раскрытых и нераскрытых вопросов по проблеме исследования отсутствует.

- Собственное место в проведении исследований не обозначено.