Задание 2.4

Попробуйте использовать принцип фиксации и объективации яв­ления каузальной атрибуции, предложенный в упражнении "Проблемы публичного выступления", при разработке упражнения "Испорченный телефон". Для формулировки критерия в ключевом вопросе используй­те разделение: "Я слушающий" - "Другой говорящий" или "Я говоря­щий" - "Другой - слушающий".

3. Тема для разработки: "Управление инициативой в разговоре"

Тему, посвященную деловой беседе, можно реализовать в рамках курса, в виде некоторого комплекса номеров, в каждом из которых бы моделировалась и анализировалась отдельная сторона или пара­метр делового общения двух людей в специфичной для организаций коммуникационной ситуации. Такими моделируемыми аспектами могут быть межличностные позиции, занимаемые партнерами, возложение или принятие ответственности за принимаемое решение, принятие ролево­го статуса или выход за его рамки, проксемические параметры обще­ния и т.д., а также, в частности, инициатива при ведении разговора.

Вопросы взятия и отдачи инициативы в деловом разговоре весь­ма важны, поскольку тесно связаны с тем, на кого будет возложена ответственность за принятое решение, так как именно через управ­ление распределением инициативы решаются такие важные задачи бе­седы, как определение типа межличностных позиций партнеров, навязывание или отказ от ролевых правил ведения разговора, задание теш и цели беседы и формулирование окончательного решения.

Для участников группы, подчас, не вполне ясны не только стратегические следствия взятия и отдачи инициативы, но также и технические средства и приемы управления ею.

Задание 3.1

Разработайте партитуру спонтанно-ролевой игры, на. поведен­ческом материале которой ведущий бы мог:

а) объективировать для участников основные стратегические последствия взятия и отдачи инициативы в вопросе ответственности за принятое решение;

б) продемонстрировать группе различные техники управления распределением инициативы.

Проведите несколько раз игру по придуманному вами сценарию с различными парами участников, фиксируя на магнитофон все диа­логи. Внимательно проанализируйте записи и предложите свой набор ключевых понятий, которые на материале игровых диалогов вскрывали бы основные предметные аспекты инициативы в деловой беседе. Сфор­мулируйте список формулировок ключевых вопросов груше, с помощью которых вы планируете сориентировать групповое обсуждение в сто­рону этих аспектов.

Рекомендации

Моделирование оговоренных аспектов обеспечивается через тща­тельную проработку фабулы, задающей контекст коммуникативной си­туации, и индивидуализированных вводных, ставящих игроков в усло­вия необходимости конкурентных действий. Конкуренция действий персонажей определяется тем, что во вводных им формулируются та­кие задачи, которые каждый из них может решить, только захватив инициативу в свои руки. В этом случае наблюдается борьба за овла­дение инициативой. Возможен и альтернативный вариант, когда в со­ответствии с предписанными им задачами, они оба борются за то, чтобы инициативу разговора взял партнер.

Задание 3.2

Придумайте упражнение, ориентированное на тренаж техник уп­равления инициативой.

В качестве таких могут быть:

регулирование степени открытости или закрытости формулировок

вопросов, обращенных к партнеру, в зависимости от которых он от­вечает или краткосложно, или развернуто;

перефразирование мыслей партнера с их комментированием;

техника фиксации предметных позиций партнера;

техника рефлексивной вербализации различных параметров си­туации общения;

техника приписывания ролевых ожиданий и подчеркивания роле­вых аспектов взаимодействия и т.д.

4. Тема для разработки: "Диагностика предметных позиций"

В теме "Групповая дискуссия" может быть включен блок, позво­ляющий членам группы уяснить, что такое предметная позиция участ­ника дискуссии, зафиксировать круг тех факторов, которые, с одной стороны, очерчивают проблему самовыражения: насколько четко, ясно и удобно для восприятия позиция преподнесена, а с другой - проб­лему слушания, что мешает или помогает понимать партнеров по об­щению. Одним из вариантов реализации такого блока, может служить упражнение "Диагностика предметных позиций" с использованием эле­ментов метода модерации. Обратите внимание на то, каким образом и для каких целей в нем используются различные формы фиксации результатов.

Ведущий предлагает участникам написать на карточках по одной теме, которую они хотели бы обсудить в группе. Тема может быть аб­солютно любой. Карточки с темами прикалываются булавками на модерационную доску. Возможные повторы тем ведущий убирает, оставляя для них лишь одну карточку. Потом, чтобы выбрать наиболее популяр­ную тему для всех, он предлагает проголосовать, используя два "го­лоса". Каждый из участников подходит к плакату и проставляет от­метки фломастерами в виде креста или галочки на двух темах из предложенных, которые ему более приемлемы. Тема, набравшая наи­большее количество голосов, и становится темой для обсуждения.

Для участия в дискуссии ведущий подбирает 5-7 человек. Зада­ча участника дискуссии: за 5-7 мин, которые отводятся на обсужде­ние, постараться каждому высказать свою точку зрения на рассмат­риваемую проблему. Для самоконтроля за временем самими участниками удобно использовать песочные или шахматные часы. В процессе дис­куссии ведущий отслеживает, все ли дискуссанты высказались, и на. исходе отведенного времени стимулирует членов подгруппы на выраже­ние своей точки зрения, если есть молчащие. Задача подгруппе наблюдения, оставшейся части группы, внимательно наблюдать за пер­вой подгруппой и стараться понять позиции всех участников дис­куссии, не вмешиваясь в ее ход.

Когда обсуждение закончено, ведущий организует фиксацию ре­зультатов прошедшего обсуждения.

Участники обсуждения и наблюдатели получают карточки в коли­честве равном числу дискуссантов.

На карточках всем членам группы, и участникам обсуждения, и наблюдателям, надо в тезисной форме зафиксировать, о чем говорил каждый дискуссант - главные положения, отражающие его позицию. Для этого на карточках сначала фиксируются адресация и авторство: в левом верхнем углу проставляются инициалы того, чья позиция за­писывается на карточке (адресат), в правом верхнем - инициалы ав­тора. Потом на самой карточке - основные тезисы. Участники дис­куссии фиксируют также свои собственные положения. На том, что карточки будут передаваться адресатам, акцент ведущим не ставится.

После того, как позиции записаны, соответствующие карточки "рассылаются" адресатам для ознакомления. Их задача: прочитав то, как поняли их другие, упорядочить карточки (всего их будет по числу членов группы) так, чтобы от первой к последней убывала ме­ра понимания их позиции. Первой, естественно, поставить свою. За­тем каждый из участников дискуссии прикалывает карточки в своем "почтовом ящике" на модерационной доске в означенной последова­тельности сверху вниз. Ведущему здесь важно обратить внимание на то, чтобы инициалы авторства не закрывались при возможном наложе­нии карточек друг на друга, примерно, так, как на рис. 2. Убыст­рить процедуру можно тем, что членам подгруппы обсуждения разда­ются клеющие карандаши и они склеивают карточки в соответствующей последовательности одна к другой. После чего полоски из них при­калываются на модерационную доску. При этом каждое сообщение долж­но быть видно.

В принципе можно уже организовывать обсуждение и такого ма­териала. Однако, оно будет более выигрышно, если добавить еще не­сколько экспресс-диагностик. Например таких:

попросить дискуссантов просмотреть свои карточки и дать оценку верности их понимания в процентах, зафиксировав ее над их "почтовыми ящиками";

потом попросить всех членов группы выбросить на пальцах на одной руке оценку интенсивности говорения каждого дискуссанта (нуль - практически молчал, пять - говорил очень много); для каждого оцениваемого подсчитать сумму и также записать ее над "поч­товым ящиком".

Обычно, полученные таким образом результаты оказываются весьма неожиданными для участников обсуждения и наблюдателей. Поэтому развернуть свободное комментирование итогов и причин, при­ведших к ним, не представляет особой трудности. Однако, у ведуще­го есть ряд опорных точек, позволяющих стимулировать и направлять обсуждение, которые он обеспечил на этапе предварительной подго­товки:

соотношение ожидаемого и реального процента понимания по­зиции (если, например, до раздачи карточек адресатам, с них по­требовать процент ожидаемых верных отображений);

выявление зависимости между активностью говорения в дискус­сии (суммарная оценка на пальцах) и процента понимания. Здесь до­вольно часто возникает ситуация, что наименьший процент понимания обычно наблюдается у ярких "болтунов" и тихих "молчунов".

Помимо этих опорных точек можно обратить внимание на "чем­пионов" понимания - одного-двух человек, чьи карточки в большинстве "почтовых ящиков" стоят в верхних рядах, тем самым стимули­руя восприятие другими участниками того положения, где преимуще­ственно находятся их карточки.

Представляет особый интерес анализ участника дискуссии, если он в основном был занят выспрашиванием мнений других. В таких случаях ему часто приписывают позиции других дискуссантов. или формулируют неверную позицию, поскольку ее трудно было выявлять за самими его вопросами.

В целом применение элементов модерации в данном упражнении позволяет достаточно гибко вести обсуждение ведущим, открывает возможности концентрации внимания на отдельных лицах, позволяет взвешенно вскрывать ответственность за конечные результаты как говорящих, так и слушающих.

Задание 4.1

Модифицируйте и дополните для данного упражнения схему фикса­ции результатов таким образом, чтобы расширить множество опорных точек в зафиксированном материале, по которым на стадии обсужде­ния можно было бы делать заключения по поводу следующих моментов:

какое влияние оказывает позиция наблюдателя или позиция дис-куссантэ на. точность восприятия основных положений в дискуссии?

влияет ли степень проявления интереса к теме на меру пони­мания партнеров, есть ли связь между интересом и активностью в дискуссии?

сказывается ли заинтересованность в теме на степени понима­ния позиции участника другими партнерами?

обнаруживается ли связь между более близкими межличностным! отношениями участников и степенью понимания ими предметных пози­ций друг друга в сравнении с тем, как поняли их основные положе­ния другие члены группы.

• Рекомендации

Используйте для решения этой методической задачи многообраз­ные возможности инвентарного обеспечения, закрепив за теми или иными характеристиками раздаваемого инвентаря (карточками, фло­мастерами и т.д.) те параметры, которые нужно выделить на этапе обсуждения.

Задание 4.2

Проведите упражнение по разработанной вами схеме фиксации результатов. Проанализируйте, какие из планируемых вами парамет­ров обнаружили себя как работающие и могли бы быть включены в окончательный вариант разработки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.

2. Атватер И. Я Вас слушаю. М., 1985.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.

4. Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. Тренинг творческой пси­хотехники (Учебно-методическое пособие к урокам актерского мас­терства). М.-Л., I9S7.

5. Добрович А.Б. Глаза в глаза. М., 1982.

6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обуче­ние. Л., 1985.

7. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.,

1972.

8. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1988.

9. Карнеги Д. Как заводить друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.

10. Кнебель М.И. Поэзия педагогики. М., 1976.

11. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. М., 1986.

12. Миккин X. Цели, процессы и методы видеотренинга руково­дителей // Человек, общение и жилая среда / Под ред. Ю.Орна, Т.Нийта. Таллин, 1986 .

13. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1984.

14. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.

15. Наем Дж. Психология и психиатрия в США. М., 1984.

16. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

17. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.

18. Пэнто Р., Гравитц М. Активное исследование и психологи­ческое вмешательство // Методы социальных наук. М., 1972.

19. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1985.

20. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психоло­гического тренинга поведения // Психологический журнал. 1984.

Т. 5. № 4.

21. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1985.

22. Цзен Н.З., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985 и М., 1988.