Задание 2.4
Попробуйте использовать принцип фиксации и объективации явления каузальной атрибуции, предложенный в упражнении "Проблемы публичного выступления", при разработке упражнения "Испорченный телефон". Для формулировки критерия в ключевом вопросе используйте разделение: "Я слушающий" - "Другой говорящий" или "Я говорящий" - "Другой - слушающий".
3. Тема для разработки: "Управление инициативой в разговоре"
Тему, посвященную деловой беседе, можно реализовать в рамках курса, в виде некоторого комплекса номеров, в каждом из которых бы моделировалась и анализировалась отдельная сторона или параметр делового общения двух людей в специфичной для организаций коммуникационной ситуации. Такими моделируемыми аспектами могут быть межличностные позиции, занимаемые партнерами, возложение или принятие ответственности за принимаемое решение, принятие ролевого статуса или выход за его рамки, проксемические параметры общения и т.д., а также, в частности, инициатива при ведении разговора.
Вопросы взятия и отдачи инициативы в деловом разговоре весьма важны, поскольку тесно связаны с тем, на кого будет возложена ответственность за принятое решение, так как именно через управление распределением инициативы решаются такие важные задачи беседы, как определение типа межличностных позиций партнеров, навязывание или отказ от ролевых правил ведения разговора, задание теш и цели беседы и формулирование окончательного решения.
Для участников группы, подчас, не вполне ясны не только стратегические следствия взятия и отдачи инициативы, но также и технические средства и приемы управления ею.
Задание 3.1
Разработайте партитуру спонтанно-ролевой игры, на. поведенческом материале которой ведущий бы мог:
а) объективировать для участников основные стратегические последствия взятия и отдачи инициативы в вопросе ответственности за принятое решение;
б) продемонстрировать группе различные техники управления распределением инициативы.
Проведите несколько раз игру по придуманному вами сценарию с различными парами участников, фиксируя на магнитофон все диалоги. Внимательно проанализируйте записи и предложите свой набор ключевых понятий, которые на материале игровых диалогов вскрывали бы основные предметные аспекты инициативы в деловой беседе. Сформулируйте список формулировок ключевых вопросов груше, с помощью которых вы планируете сориентировать групповое обсуждение в сторону этих аспектов.
Рекомендации
Моделирование оговоренных аспектов обеспечивается через тщательную проработку фабулы, задающей контекст коммуникативной ситуации, и индивидуализированных вводных, ставящих игроков в условия необходимости конкурентных действий. Конкуренция действий персонажей определяется тем, что во вводных им формулируются такие задачи, которые каждый из них может решить, только захватив инициативу в свои руки. В этом случае наблюдается борьба за овладение инициативой. Возможен и альтернативный вариант, когда в соответствии с предписанными им задачами, они оба борются за то, чтобы инициативу разговора взял партнер.
Задание 3.2
Придумайте упражнение, ориентированное на тренаж техник управления инициативой.
В качестве таких могут быть:
регулирование степени открытости или закрытости формулировок
вопросов, обращенных к партнеру, в зависимости от которых он отвечает или краткосложно, или развернуто;
перефразирование мыслей партнера с их комментированием;
техника фиксации предметных позиций партнера;
техника рефлексивной вербализации различных параметров ситуации общения;
техника приписывания ролевых ожиданий и подчеркивания ролевых аспектов взаимодействия и т.д.
4. Тема для разработки: "Диагностика предметных позиций"
В теме "Групповая дискуссия" может быть включен блок, позволяющий членам группы уяснить, что такое предметная позиция участника дискуссии, зафиксировать круг тех факторов, которые, с одной стороны, очерчивают проблему самовыражения: насколько четко, ясно и удобно для восприятия позиция преподнесена, а с другой - проблему слушания, что мешает или помогает понимать партнеров по общению. Одним из вариантов реализации такого блока, может служить упражнение "Диагностика предметных позиций" с использованием элементов метода модерации. Обратите внимание на то, каким образом и для каких целей в нем используются различные формы фиксации результатов.
Ведущий предлагает участникам написать на карточках по одной теме, которую они хотели бы обсудить в группе. Тема может быть абсолютно любой. Карточки с темами прикалываются булавками на модерационную доску. Возможные повторы тем ведущий убирает, оставляя для них лишь одну карточку. Потом, чтобы выбрать наиболее популярную тему для всех, он предлагает проголосовать, используя два "голоса". Каждый из участников подходит к плакату и проставляет отметки фломастерами в виде креста или галочки на двух темах из предложенных, которые ему более приемлемы. Тема, набравшая наибольшее количество голосов, и становится темой для обсуждения.
Для участия в дискуссии ведущий подбирает 5-7 человек. Задача участника дискуссии: за 5-7 мин, которые отводятся на обсуждение, постараться каждому высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему. Для самоконтроля за временем самими участниками удобно использовать песочные или шахматные часы. В процессе дискуссии ведущий отслеживает, все ли дискуссанты высказались, и на. исходе отведенного времени стимулирует членов подгруппы на выражение своей точки зрения, если есть молчащие. Задача подгруппе наблюдения, оставшейся части группы, внимательно наблюдать за первой подгруппой и стараться понять позиции всех участников дискуссии, не вмешиваясь в ее ход.
Когда обсуждение закончено, ведущий организует фиксацию результатов прошедшего обсуждения.
Участники обсуждения и наблюдатели получают карточки в количестве равном числу дискуссантов.
На карточках всем членам группы, и участникам обсуждения, и наблюдателям, надо в тезисной форме зафиксировать, о чем говорил каждый дискуссант - главные положения, отражающие его позицию. Для этого на карточках сначала фиксируются адресация и авторство: в левом верхнем углу проставляются инициалы того, чья позиция записывается на карточке (адресат), в правом верхнем - инициалы автора. Потом на самой карточке - основные тезисы. Участники дискуссии фиксируют также свои собственные положения. На том, что карточки будут передаваться адресатам, акцент ведущим не ставится.
После того, как позиции записаны, соответствующие карточки "рассылаются" адресатам для ознакомления. Их задача: прочитав то, как поняли их другие, упорядочить карточки (всего их будет по числу членов группы) так, чтобы от первой к последней убывала мера понимания их позиции. Первой, естественно, поставить свою. Затем каждый из участников дискуссии прикалывает карточки в своем "почтовом ящике" на модерационной доске в означенной последовательности сверху вниз. Ведущему здесь важно обратить внимание на то, чтобы инициалы авторства не закрывались при возможном наложении карточек друг на друга, примерно, так, как на рис. 2. Убыстрить процедуру можно тем, что членам подгруппы обсуждения раздаются клеющие карандаши и они склеивают карточки в соответствующей последовательности одна к другой. После чего полоски из них прикалываются на модерационную доску. При этом каждое сообщение должно быть видно.
В принципе можно уже организовывать обсуждение и такого материала. Однако, оно будет более выигрышно, если добавить еще несколько экспресс-диагностик. Например таких:
попросить дискуссантов просмотреть свои карточки и дать оценку верности их понимания в процентах, зафиксировав ее над их "почтовыми ящиками";
потом попросить всех членов группы выбросить на пальцах на одной руке оценку интенсивности говорения каждого дискуссанта (нуль - практически молчал, пять - говорил очень много); для каждого оцениваемого подсчитать сумму и также записать ее над "почтовым ящиком".
Обычно, полученные таким образом результаты оказываются весьма неожиданными для участников обсуждения и наблюдателей. Поэтому развернуть свободное комментирование итогов и причин, приведших к ним, не представляет особой трудности. Однако, у ведущего есть ряд опорных точек, позволяющих стимулировать и направлять обсуждение, которые он обеспечил на этапе предварительной подготовки:
соотношение ожидаемого и реального процента понимания позиции (если, например, до раздачи карточек адресатам, с них потребовать процент ожидаемых верных отображений);
выявление зависимости между активностью говорения в дискуссии (суммарная оценка на пальцах) и процента понимания. Здесь довольно часто возникает ситуация, что наименьший процент понимания обычно наблюдается у ярких "болтунов" и тихих "молчунов".
Помимо этих опорных точек можно обратить внимание на "чемпионов" понимания - одного-двух человек, чьи карточки в большинстве "почтовых ящиков" стоят в верхних рядах, тем самым стимулируя восприятие другими участниками того положения, где преимущественно находятся их карточки.
Представляет особый интерес анализ участника дискуссии, если он в основном был занят выспрашиванием мнений других. В таких случаях ему часто приписывают позиции других дискуссантов. или формулируют неверную позицию, поскольку ее трудно было выявлять за самими его вопросами.
В целом применение элементов модерации в данном упражнении позволяет достаточно гибко вести обсуждение ведущим, открывает возможности концентрации внимания на отдельных лицах, позволяет взвешенно вскрывать ответственность за конечные результаты как говорящих, так и слушающих.
Задание 4.1
Модифицируйте и дополните для данного упражнения схему фиксации результатов таким образом, чтобы расширить множество опорных точек в зафиксированном материале, по которым на стадии обсуждения можно было бы делать заключения по поводу следующих моментов:
какое влияние оказывает позиция наблюдателя или позиция дис-куссантэ на. точность восприятия основных положений в дискуссии?
влияет ли степень проявления интереса к теме на меру понимания партнеров, есть ли связь между интересом и активностью в дискуссии?
сказывается ли заинтересованность в теме на степени понимания позиции участника другими партнерами?
обнаруживается ли связь между более близкими межличностным! отношениями участников и степенью понимания ими предметных позиций друг друга в сравнении с тем, как поняли их основные положения другие члены группы.
• Рекомендации
Используйте для решения этой методической задачи многообразные возможности инвентарного обеспечения, закрепив за теми или иными характеристиками раздаваемого инвентаря (карточками, фломастерами и т.д.) те параметры, которые нужно выделить на этапе обсуждения.
Задание 4.2
Проведите упражнение по разработанной вами схеме фиксации результатов. Проанализируйте, какие из планируемых вами параметров обнаружили себя как работающие и могли бы быть включены в окончательный вариант разработки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.
2. Атватер И. Я Вас слушаю. М., 1985.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
4. Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники (Учебно-методическое пособие к урокам актерского мастерства). М.-Л., I9S7.
5. Добрович А.Б. Глаза в глаза. М., 1982.
6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
7. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.,
1972.
8. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1988.
9. Карнеги Д. Как заводить друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989.
10. Кнебель М.И. Поэзия педагогики. М., 1976.
11. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. М., 1986.
12. Миккин X. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей // Человек, общение и жилая среда / Под ред. Ю.Орна, Т.Нийта. Таллин, 1986 .
13. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1984.
14. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.
15. Наем Дж. Психология и психиатрия в США. М., 1984.
16. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
17. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
18. Пэнто Р., Гравитц М. Активное исследование и психологическое вмешательство // Методы социальных наук. М., 1972.
19. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1985.
20. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал. 1984.
Т. 5. № 4.
21. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1985.
22. Цзен Н.З., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М., 1985 и М., 1988.