Зачетные требования для студентов первого курса

Основные темы теоретического раздела:

Тема №1 Гимнастика как основное средство физического воспитания. Содержание гимнастики и ее особенности.

Тема №2 Гимнастическая терминология.

Вопросы:

а) Какие требования применяются в гимнастической терминологии?

б) Основные положения и движения?

в) Какие существуют формы записи гимнастических упражнений?

г) Каково значение терминов для обучения гимнастическим упражнениям?

Тема №3 Меры предупреждения травм на занятиях по гимнастике.

Вопросы:

1. Почему правильная методика обучения и воспитания занимающихся является одной из мер предупреждения травматизма?

2. Как применять страховочную помощь и самостраховку в целях предупреждения травм?

3. Как подготавливаются места занятий в целях предупреждения травм?

В литературе нет прямого вопроса, почему гимнастика считается одним из основных средств физического воспитания.

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть следующие положения.

1. Одним из основных средств физического воспитания гимнастика является потому, что в процессе занятий гимнастики успешно решаются задача разностороннего физического развития.

Хорошо всестороннее физическое развитие проявляется в гармоничном развитии физических способностей – силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости. Всестороннее физическое развитие человека – основа и залог хорошего здоровья человека.

Широкое применение в гимнастике как средство общей всесторонней физической подготовке обеспечивает высокий уровень достижений в различных видах спорта. Не имея общей всесторонней физической подготовке, нельзя достигнуть высоких спортивных результатов.

Гимнастика широко используется спортсменами во всех видах спорта с целью общей всесторонней физической подготовки.

Ø основным средством физического воспитания гимнастика является также и потому, что она имеет огромное оздоровительное значение. Под влиянием занятий гимнастики, как установлено данными врачебного контроля, улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, развивается и укрепляется нервно-мышечный аппарат.

Ø основным средством физического воспитания гимнастика является также и потому, что ей могут заниматься все – дети, взрослые, мужчины и женщины, хорошо физически подготовленные и начинающие заниматься физическими упражнениями здоровые и больные. Гимнастика стала продлено народным средством физического воспитания. Гимнастикой занимаются в дошкольных учреждениях, в школах, в средних и высших учебных заведениях, в армии, в спортивных клубах.

Ø как средство физического воспитания гимнастика обеспечивает прикладную подготовку занимающихся. На занятиях гимнастикой совершенствуется жизненно необходимые двигательные навыки – ходьба, бег, лазанье, равновесие, метание, прыжки, переползание, переноска грузов, которые могут быть применены в трудовой и боевой обстановке.

Ø гимнастика со спортивной направленностью является средством достижения высоких спортивных результатов.

Ø как средство физического воспитания гимнастика имеет большое значение в воспитании молодежи.

2. Гимнастическая терминология может быть хорошо усвоена при условии внимательного изучения литературы по этой теме, выполнение письменных заданий, самостоятельной работы над литературой, практического разбора, записей различных гимнастических упражнений. Необходимо также в краткой форме познакомиться с гимнастическими упражнениями применяемые в немецкой, французской, сокольской, шведской системах гимнастики, а также в системе физического образования школьного возраста П.Ф. Лесгафта.

С целью хорошей записи физических упражнений по терминологии необходимо практиковать запись знакомых классификационных упражнений, а затем сверять ее с записью в квалификационных программах.

Повышение фиктивности обучения достигается благодаря тому, что терминологические названия упражнений в конкретной сжатой форме через вторую сигнальную систему создают у обучаемых конкретные двигательные представления об предстоящих действиях, а последние в свою очередь дают возможность легче и быстрее понять и запомнить изученное движение.

Зависимость эффекта обучения от занятий гимнастической терминологией свидетельствует о необходимости ввести настойчивую и упорную работу в области усовершенствования в терминологии в смысле подбора более удачных терминов и сокращения в существующей условностей, что сделает ее более краткой и точной.

В гимнастической терминологии основными требованиями являются кратность, точность и доступность.

Кратность терминологии обеспечивается подбором терминов вместо описания поз, правил сокращения гимнастической терминологии. Например: положение занимающегося на низкой перекладине, когда он обращен лицом к грифу и смотрит вперед, опирается руками и бедрами о гриф, держит тело прогнутым, а ноги прямые и сомкнуты с оттянутыми носками, можно назвать одним термином – упор, вместо того, чтобы описывать это понятие 35-ю словами.

Точность терминологии достигается подбором терминов, которые могут отобразить содержание, смысл, сущность позы, движения, упражнения и применение правил уточнения гимнастической терминологии (приложение 4). Например: занимающийся на счет раз-два поднимает сначала правую руку вперед, а затем, закончив движение ей, левую руку вперед. Такое движение одним звеном тела, а затем другим называется термином «поочередно». Упражнение можно записать так: «ИП - ОС, 1-2 руки вперед поочередно, начиная с правой».

Доступность терминологии основана на использовании словарного фонда, способов словообразования и правил грамматики родного языка. В этом случае употребление гимнастической терминологии будет облегчено для различного контингента занимающихся. Например: термин «стой» без сомнения воспринимается как «прекращение движения», «подъем» - дает представление о перемещении снизу вверх; «стойка на руках» - как «стойка на руках, ноги кверху».

Краткость, точность и доступность гимнастической терминологии позволяет найти правильные пути выбора терминов и их применения.

3. Одним из основных положений физического воспитания является улучшении здоровья у занимающихся гимнастикой.

Следовательно, преподаватели, проводящие занятия должны помнить о том, что им доверено здоровье людей и, что они признаны улучшать его. С этой целью, прежде всего, необходимо внести борьбу со случаями травматизма на занятиях и соревнованиях гимнастике.

Таким образом, кроме вреда для здоровья и задержки спортивного роста, травматизм выключает людей из работы и тем самым приносит ущерб.

Анализ причин травм, полученных при занятиях гимнастикой сделанный врачами и педагогами показал, что все травмы могут быть предупреждены, при соблюдение следующих мер:

Ø соблюдение основных правил методики обучения и организации занятий.

Ø систематическая работа по воспитанию сознательной дисциплины.

Ø правильное применение страховки, помощи и самостраховки при занятиях гимнастикой.

Ø обучение занимающихся приемом помощи, страховка и самостраховка.

Ø подготовка мест занятий и проверка исправности спортивного инвентаря.

Ø регулярное медицинское обследование здоровья занимающихся и ведение занимающих самоконтроля за состояние своего здоровья.

Следует указать, что при изучение материала по данной теме нельзя ограничится знаниями, полученными из учебников. Обязательно необходимо овладеть навыками помощи, страховки и самостраховки. Научиться правильно, устанавливать, размещать в зале для занятий и убрать гимнастические снаряды; уметь определить гигиеническое состояние зала и знать правила его эксплуатации.

Овладение навыками помощи и страховки осуществляется следующим образом: в начале, необходимо овладеть изучаемым упражнением на снаряде, хорошо уяснив технику его выполнения, затем выслушать объяснения и понять содержание приема помощи или страховки, а после этого самостоятельно с преподавателем практически выполнить этот прием.

Приемы страховки, самостраховки изучаются параллельно с обучением различных упражнений. Так, например, обучаясь стойки на голове, необходимо научиться приемам самостраховки при падении вперед, назад и в сторону.

Полученные сведения по этим вопросам в литературе и на практических занятиях дают возможность овладеть этими знаниями и навыками.