Бунт как преступление по мусульманскому уголовному праву

Мусульманская уголовно-правовая теория рассматривает смуту или бунт, представляющие собой выступления против правителя или попытку государственного переворота, в качестве одного из наиболее опасных преступлений, влекущих жестокое наказание. Среди мусульманских правоведов нет единства относительно места этого преступления в общей классификации правонарушений. Отдельные авторы полагают, что мусульманское право не знает однозначной и строго определенной ответственности за подобного рода деятельность, преследуемую по усмотрению властей, которые могут прибегнуть к различным мерам наказания бунтовщика, включая и смертную казнь.

По мнению большинства исследователей, попытке свержения главы государства, неповиновение властям и другие виды антигосударственной деятельности, угрожающим основам мусульманского общественного и политического строя, подрывающие освященные шариатом устои мусульманского правления, относятся к особо опасным государственным преступлениям, за которые Коран и Сунна установили точную меру наказания (хадд) в виде смертной казни.

В подтверждение своего вывода сторонники этой позиции приводят следующее расплывчатое положение Корана: «И если бы два отряда из верующих сражались, то примирить их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, кто против, пока он не обратиться к велению Аллаха. А если он обратится, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны: Ведь Аллах любит беспристрастных».

Имеется и немало преданий о том, что Пророк требовал убивать тех, кто пытался сеять раздор в общине и не подчиняется властям. Подчеркивая, что правитель должен принять меры для убеждения бунтовщиков в необходимости повиновения властям. Но если такая попытка оказывается безуспешной, то решительное преследование и казнь смутьянов является законной обороной со стороны мусульманского государства и справедливой войны во имя интересов всех мусульман с целью предотвращения агрессии против общины.

Квалификация преступлений против государственной безопасности в большинстве освободившихся стран, развивающихся по капиталистическому пути, основываются на нормах, заимствованных из буржуазного законодательства, а в некоторых мусульманских странах применяются положения шариата (Иран, Оман, Саудовская Аравия и др.)

Если в Саудовской Аравии и сейчас традиционно применяется публичное отсечение головы за подобные преступления (правда, не столь уж часто), то в Иране тысячи людей нарушившие исламские законы о безопасности государства были расстреляны после совершения революции 1979 г.