Цели наказания по мусульманскому уголовному праву

Важнейшее значение в характеристике наказания имеет определение его целей. Вопрос о целях один из самых спорных вопросов теории наказания. Объясняется это, прежде всего его сложностью. Определенное значение имеет и то, что цели наказания редко становятся объектом внимания уголовного законодательства.

Ничего не говорится о целях наказания ни в шариате, ни в УК арабских стран. Отсутствие в шариате и в уголовном законодательстве арабских государств определении целей наказания приводит к тому, что в уголовно-правовой литературе эти вопросы решаются противоречиво.

Так, Джунди Абдель Малик пишет, что основная цель наказания – защита интересов общества и обеспечение охраны общественной системы, непосредственными же целями наказания являются общая и специальная превенция. Последняя достигается путем изоляции и исправления преступника.

Джунди Абдель Малик отмечает, что обе эти цели взаимосвязаны, но как именно они связаны между собой, он не показывает1.

Йеменский юрист М. Хайдар считает, что уголовным наказанием преследуются цели предупреждения преступления, исправления и перевоспитания осужденного1.

В алжирской уголовно-правовой литературе отмечается, что целями наказания являются: общее предупреждение, осуществление социальной справедливости, т.е. наказание должно удовлетворять интересам общества (тяжесть наказания должна соответствовать опасности преступления), специальное предупреждение и ресоциализация преступника.2

В работе ливанского юриста Али Абдель Кадера аль-Кахауджи, посвященной уголовному праву и криминологии, отмечается, что основная цель наказания – это борьба с преступностью. Она, по его мнению, реализуется через более непосредственные цели. Конкретными же целями наказания являются восстановление справедливости, общее и специальное предупреждение и исправление преступника. Более развернутое определение целей наказания дается сирийским юристом Мухамедом аль-Фаделем. Он выделяет две цели наказания. Первая – это защита общественных интересов, направленная на предотвращение совершения преступления лицом, ранее уже совершившим преступления. По существу речь о специальном предупреждении. Он считает, что посредством реализации этой цели, путем наказания конкретного лица оказывается воспитательное воздействие в отношении других лиц. Как видно, Мухамед аль-Фадель цель общего предупреждения понимает довольно узко. И вторая цель, так называемая моральная цель, когда наказание должно служить осуществлению социальной справедливости путем исправления и удовлетворения общественного мнения. Это последнее положение требует, чтобы преступник нёс ответственность за содеянное им, а вид и размер назначенного ему наказания должны соответствовать степени уголовной ответственности.

И, наконец, известный исламский правовед Абдель Кадер Оде перечисляет следующие цели уголовного наказания:

1) устрашения преступника и месть общества в виде наказания;

2) предупреждения совершения новых преступлений осужденными и другими лицами;

3) исправление и перевоспитание осужденных.

Таким образом, по мнению арабских юристов, уголовное наказание преследует, прежде всего, общепредупредительные цели – общего и специального предупреждения.

В числе основных целей наказания указываются также и такие цели, как восстановление социальной справедливости и исправления осужденного. Надо отметить, что на практике, наказание в той или иной степени причиняет страдания и лишения, в том числе и физические. Но они, конечно, не идут ни в какое сравнение с теми страданиями, которые причиняют осужденным в странах, где широко применяются нормы шариата (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, Судан и Йемен). Л.Р. Сюкияйнен отмечает, что в Пакистане было вынесено значительное число приговоров, предусматривающих наказание плетьми. Далее он пишет, что после принятия нового уголовного кодекса Судана 1983 г. до 1985 г. там было приведено в исполнении 68 приговоров к отсечению руки за кражу.

Наказание преследует цель восстановления нарушенного права или возмещение причиненного преступлением ущерба. Как правильно отмечает В.А. Лихачев, «среди широких слоев населения освободившихся стран распространено мнение о том, что целью уголовного наказания является возмещение ущерба потерпевшему, его семье и племени. Это происходит из-за живучести в общественном правосознании положений обычного и мусульманского права».