Преимущества и риски аутсорсинга
Как уже отмечалось, основная цель аутсорсинга - снижение затрат при условии улучшения качества. Нужный эффект достигается за счет:
- снижения издержек, связанных с созданием и обслуживанием рабочих мест;
- обеспечения гарантий того, что за выполнение поставленной задачи возьмутся квалифицированные специалисты с надлежащим опытом;
- ликвидации зависимости от причин, ухудшающих качество бизнес-процесса (болезни ключевых сотрудников, внутрифирменные конфликты и т.п.);
- высвобождения времени топ-менеджмента;
- повышения эффективности управления в условиях изменений внешней среды (это преимущество особенно ощутимо в случае частого обновления правовой базы);
- гибкого планирования инвестиционных вложении.
Аутсорсеры предлагают предприятию не просто готовый продукт в виде бизнес-процесса, но и сервисное сопровождение.
При делегировании полномочии необходимо обратить внимание на то, чтобы подрядчик обеспечил:
- гибкую стыковку предлагаемого бизнес-процесса с инфраструктурой компании;
- гарантированное снижение трансакционных издержек;
- конфиденциальность.
Преимущества аутсорсинга можно представить как стратегические и тактические (Рис.1.1)[16].
Рисунок 1.1 –Стратегические и тактические преимущества аутсорсинга
При анализе особенностей развития аутсорсинга в России особого внимания заслуживает непроработанность законодательной базы. Понятие «аутсорсинг» отсутствует в российском законодательстве вообще. Одним из возможных вариантов заключения договоров, по сути своей аутсорсинговых, является договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). Также можно воспользоваться и ст. 421 Гражданского кодекса о свободе договора и попытаться составить документ, «не предусмотренный законом», но не нарушающий его и отвечающий требованиям конкретной сделки. Таким образом, сложность развития аутсорсинга в России вызвана рядом причин. Среди них, во-первых, неподготовленность приоритетных отраслей экономики к аутсорсингу, которым требуются дополнительные инвестиции, необходимые для проведения масштабной модернизации. Во-вторых, это — особенности российского законодательства. В-третьих, низкий уровень конкуренции на рынке, следствием чего является недостаточное качество услуг при завышенной цене. В-четвертых, необходимость проведения масштабных изменений бизнес-процессов и процессов управления, пойти на которые большинство организаций не готово. В-пятых, отсутствие обоснованных универсальных методик, позволяющих определить реальные эффекты применения аутсорсинга..
Согласно «Прогнозу социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов», подготовленному Минэкономразвития (МЭР), объем IT-рынка России в 2012 году оценивался в 732 миллиарда рублей. Суммарная выручка всех компаний, включенных в рейтинг 50 крупнейших IT-компаний, составляет чуть более 655 миллиардов рублей. На долю не попавших в рейтинг компаний приходится не более 77 миллиардов рублей. Соответственно, данные рейтинга с высокой долей достоверности передают положительную динамику всего российского IT-рынка. На фоне негативных внешних экономических признаков стоит ожидать замедления роста рынка в 2013-2014 годах[17].
Конечно, главный эффект от привлечения аутсорсинговых компаний - экономический. Отпадает необходимость содержать на балансе организации целые отделы. При этом измерить качество и оценить затраты становится проще. Выигрыш организации, таким образом, очевиден - появляется возможность не распыляться на налаживание вспомогательных процессов и осуществление рутинной работы, а сконцентрировать усилия на основном бизнесе компании.
Институт аутсорсинга (США) на своем официально сайте приводит следующий список преимуществ аутсорсинга:
· Сокращение и контроль издержек производства
· Фокусирование компании,
· Получение доступа к лучшим мировым производственным технологиям,
· Высвобождение внутренних ресурсов для других целей,
· Освобождение своей организации от приобретения и содержания оборудования, технологии, знаний, необходимых для выполнения функций, передаваемых на аутсорсинг,
· Сокращение неуправляемых факторов,
· Разделение рисков,
· Дополнительный доступ к финансам через фондовый рынок[18].
В каждой отдельной ситуации аутсорсинг требует взвешенного подхода с обязательным анализом возможностей и рисков. Определим некоторые из рисков перехода на аутсорсинг:
· Издержки компании не снижаются,
· Снижается мотивация собственного персонала,
· Снижается качество поставляемого продукта или предоставляемых услуг,
· Фактические затраты на аутсорсинг оказались выше, чем в собственной организации,
· Нанесен ущерб деловой репутации компании,
· Возникла угроза утечки коммерческой информации,
Риски, связанные с деятельностью аутсорсера:
· Аутсорсер может стать финансово несостоятельным,
· Другая фирма, враждебная аутсорси, может приобрести аутсорсера,
· Снижение уровня оперативности, если аутсорсер заключит еще более выгодное предложение.
Таблица 1.2 - Достоинства и недостатки аутсорсинга[19]
Достоинства | Недостатки |
1. Фокусирование на основном виде деятельности 2. Доступ к ресурсам и фондам, которых нет в наличии (профессиональные кадры, финансовые, информационные ресурсы, производственные фонды) 3. Снижение себестоимости функций, передаваемых на аутсорсинг 4. Снижение рисков за счет коллективных инвестиций 5. Повышение качества 6. Отсутствие необходимости иметь в наличии мобилизационные активы, инвестировать во второстепенные направления деятельности 7. Минимизируется зависимость от субъективных причин приостановки бизнес-процессов (болезнь сотрудников, конфликт) 8. Повышение производительности труда за счет концентрации на главных направлениях и более эффективного использования живого труда 9. Поскольку объем знаний и квалификация каждого конкретного специалиста ограничены, используя аутсорсинг, можно привлечь «коллективный» интеллект 10. Использование чужого опыта и «алгоритмов» решения проблем 11. Доступ к новейшим технологиям | 1. Потеря контроля над переданными функциями 2. Утечка информации 3. Снижение качества при недобросовестности аутсорсера 4. Появление зависимости от партнера, особенно если ему переданы важные функции или функции, связанные с оборотом денежных средств 5. Усложнение логистических процессов 6. Социальная напряженность и открытое сопротивление персонала, передаваемого на сторону 7. Возможность сговора поставщика услуг (подрядчика) с контролирующим его сотрудником компании-заказчика: цены завышаются, а разница делится пополам (откат!) 8. Рентабельность оператора бизнеса попадает в зависимость от степени экономической эффективности производителя 9. Угроза отрыва руководящего звена от бизнес-практики 10. Ограничение возможностей для обучения и роста своих специалистов 11. Использование поставщиком устаревших технологий, списывание старых основных средств и т. п. |
В то же время, с аутсорсингом, конечно, связан и ряд проблем. Так, одной из основных проблем является проблема доверия, которая зачастую мешает клиенту обратиться к услугам аутсорсера, а обратившись - заключить с ним контракт и передать ему свою бухгалтерскую отчетность.