Преимущества и риски аутсорсинга

Как уже отмечалось, основная цель аутсорсинга - снижение затрат при условии улучшения качества. Нужный эффект достигается за счет:

  • снижения издержек, связанных с созданием и обслуживанием рабочих мест;
  • обеспечения гарантий того, что за выполнение поставленной задачи возьмутся квалифицированные специалисты с надлежащим опытом;
  • ликвидации зависимости от причин, ухудшающих качество бизнес-процесса (болезни ключевых сотрудников, внутрифирменные конфликты и т.п.);
  • высвобождения времени топ-менеджмента;
  • повышения эффективности управления в условиях изменений внешней среды (это преимущество особенно ощутимо в случае частого обновления правовой базы);
  • гибкого планирования инвестиционных вложении.

Аутсорсеры предлагают предприятию не просто готовый продукт в виде бизнес-процесса, но и сервисное сопровождение.

При делегировании полномочии необходимо обратить внимание на то, чтобы подрядчик обеспечил:

  • гибкую стыковку предлагаемого бизнес-процесса с инфраструктурой компании;
  • гарантированное снижение трансакционных издержек;
  • конфиденциальность.

Преимущества аутсорсинга можно представить как стратегические и тактические (Рис.1.1)[16].

Рисунок 1.1 –Стратегические и тактические преимущества аутсорсинга

 

При анализе особенностей развития аутсорсинга в России особого внимания заслуживает непроработанность законодательной базы. Понятие «аутсорсинг» отсутствует в российском законодательстве вообще. Одним из возможных вариантов заключения договоров, по сути своей аутсорсинговых, является договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). Также можно воспользоваться и ст. 421 Гражданского кодекса о свободе договора и попытаться составить документ, «не предусмотренный законом», но не нарушающий его и отвечающий требованиям конкретной сделки. Таким образом, сложность развития аутсорсинга в России вызвана рядом причин. Среди них, во-первых, неподготовленность приоритетных отраслей экономики к аутсорсингу, которым требуются дополнительные инвестиции, необходимые для проведения масштабной модернизации. Во-вторых, это — особенности российского законодательства. В-третьих, низкий уровень конкуренции на рынке, следствием чего является недостаточное качество услуг при завышенной цене. В-четвертых, необходимость проведения масштабных изменений бизнес-процессов и процессов управления, пойти на которые большинство организаций не готово. В-пятых, отсутствие обоснованных универсальных методик, позволяющих определить реальные эффекты применения аутсорсинга..

Согласно «Прогнозу социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов», подготовленному Минэкономразвития (МЭР), объем IT-рынка России в 2012 году оценивался в 732 миллиарда рублей. Суммарная выручка всех компаний, включенных в рейтинг 50 крупнейших IT-компаний, составляет чуть более 655 миллиардов рублей. На долю не попавших в рейтинг компаний приходится не более 77 миллиардов рублей. Соответственно, данные рейтинга с высокой долей достоверности передают положительную динамику всего российского IT-рынка. На фоне негативных внешних экономических признаков стоит ожидать замедления роста рынка в 2013-2014 годах[17].

Конечно, главный эффект от привлечения аутсорсинговых компаний - экономический. Отпадает необходимость содержать на балансе организации целые отделы. При этом измерить качество и оценить затраты становится проще. Выигрыш организации, таким образом, очевиден - появляется возможность не распыляться на налаживание вспомогательных процессов и осуществление рутинной работы, а сконцентрировать усилия на основном бизнесе компании.

Институт аутсорсинга (США) на своем официально сайте приводит следующий список преимуществ аутсорсинга:

· Сокращение и контроль издержек производства

· Фокусирование компании,

· Получение доступа к лучшим мировым производственным технологиям,

· Высвобождение внутренних ресурсов для других целей,

· Освобождение своей организации от приобретения и содержания оборудования, технологии, знаний, необходимых для выполнения функций, передаваемых на аутсорсинг,

· Сокращение неуправляемых факторов,

· Разделение рисков,

· Дополнительный доступ к финансам через фондовый рынок[18].

В каждой отдельной ситуации аутсорсинг требует взвешенного подхода с обязательным анализом возможностей и рисков. Определим некоторые из рисков перехода на аутсорсинг:

· Издержки компании не снижаются,

· Снижается мотивация собственного персонала,

· Снижается качество поставляемого продукта или предоставляемых услуг,

· Фактические затраты на аутсорсинг оказались выше, чем в собственной организации,

· Нанесен ущерб деловой репутации компании,

· Возникла угроза утечки коммерческой информации,

Риски, связанные с деятельностью аутсорсера:

· Аутсорсер может стать финансово несостоятельным,

· Другая фирма, враждебная аутсорси, может приобрести аутсорсера,

· Снижение уровня оперативности, если аутсорсер заключит еще более выгодное предложение.

 

Таблица 1.2 - Достоинства и недостатки аутсорсинга[19]

Достоинства Недостатки
1. Фокусирование на основном виде деятельности 2. Доступ к ресурсам и фондам, которых нет в наличии (профессиональные кадры, финансовые, информационные ресурсы, производственные фонды) 3. Снижение себестоимости функций, передаваемых на аутсорсинг 4. Снижение рисков за счет коллективных инвестиций 5. Повышение качества 6. Отсутствие необходимости иметь в наличии мобилизационные активы, инвестировать во второстепенные направления деятельности 7. Минимизируется зависимость от субъективных причин приостановки бизнес-процессов (болезнь сотрудников, конфликт) 8. Повышение производительности труда за счет концентрации на главных направлениях и более эффективного использования живого труда 9. Поскольку объем знаний и квалификация каждого конкретного специалиста ограничены, используя аутсорсинг, можно привлечь «коллективный» интеллект 10. Использование чужого опыта и «алгоритмов» решения проблем 11. Доступ к новейшим технологиям 1. Потеря контроля над переданными функциями 2. Утечка информации 3. Снижение качества при недобросовестности аутсорсера 4. Появление зависимости от партнера, особенно если ему переданы важные функции или функции, связанные с оборотом денежных средств 5. Усложнение логистических процессов 6. Социальная напряженность и открытое сопротивление персонала, передаваемого на сторону 7. Возможность сговора поставщика услуг (подрядчика) с контролирующим его сотрудником компании-заказчика: цены завышаются, а разница делится пополам (откат!) 8. Рентабельность оператора бизнеса попадает в зависимость от степени экономической эффективности производителя 9. Угроза отрыва руководящего звена от бизнес-практики 10. Ограничение возможностей для обучения и роста своих специалистов 11. Использование поставщиком устаревших технологий, списывание старых основных средств и т. п.

 

В то же время, с аутсорсингом, конечно, связан и ряд проблем. Так, одной из основных проблем является проблема доверия, которая зачастую мешает клиенту обратиться к услугам аутсорсера, а обратившись - заключить с ним контракт и передать ему свою бухгалтерскую отчетность.