Народная медицина – медицина скифов
Русью называл себя многочисленный славянский народ, занимавший обширные пространства от левых притоков Вислы до Уральских гор, от Баренцева (студеного) моря до Черного моря. Медицина возникает в результате деятельности не отдельных личностей, а всего коллектива людей первобытной общины. Поэтому врачевание предстает с самого начала как народная медицина.
Наиболее важным для отечественной истории является мнение Гиппократа о скифской медицине. Как писал выдающийся российский историк С.М. Соловьев в книге «История России с древнейших времен»: «Задолго до начала нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зовут «отцом истории», посетил северные берега Черного моря; верным взглядом взглянул он на страну, на племена в ней жившие, на их телосложение, темперамент, климат и его влияние на физическое здоровье и записал в своей бессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой им указала природа страны».
У населения Причерноморья в I тысячелетии до н.э. сложились крупные племенные союзы, и возникло ранее государственное образование – Скифское государство. Население этого государства занималось земледелием, рыболовством, торговало с соседними странами. С разделением труда у скифов возникли различные профессии, в том числе профессия – врача. В работе «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ описал болезни, встречающиеся у скифского народа, такие как - евнухоидизм, боли суставов, язвы на теле, следствием верховой езды были сильные боли в суставах, язвы на бедрах и хромота, а также и некоторые приемы лечения, применяемые народными врачевателями.
Скифы первые открыли траву, которая так и называется скифской травой, ее употребляли для лечения ран и против удушья. Скифская трава вывозилась в Грецию, Италию и др. страны. В 1956г. Н. С. Думка впервые установил природу «Скифской травы». Эта трава есть не что иное, как ревень. Широко использовалась не только скифами, но и в соседних государствах полынь горькая, ее свойства поэтически описывает современник «…печальная полынь торчит по пустынным полям и горькое растение соответствует своему месту». Скифам были известны ядовитые свойства аконита, растение злоненавистник (современное название бодяги) и дикий лук – колхикфродитея в Кохиде. Скифы наводили ужас на своих противников быстродействующим смертельным ядом, которым они пропитывали свои стрелы. Эти стрелы несли смерть даже при самой ничтожной царапине. Яд был составлен из растительного сока и яда змей с добавлением человеческой крови.
В период матриархата врачевателем была женщина, которая в силу ее общественного положения, заботилась о детях, стариках, больных. В знак благодарности люди в ту отдаленную эпоху воздвигали женщине памятники, на территории нашей страны сохранилось много изваяний («каменных баб»), которых древние славяне называли красивым поэтическим именем «Берегиня». На Руси известны имена женщин искусных врачевательниц эпохи феодализма – это Евпраксия (внучка Владимира Мономаха). Автор первого русского медицинского трактата, который назывался «Мази» Февранья Муромская, о которой мы узнаем из сказания XIII века «О муромском князе Петре и девице Февроньи» (в котором рассказывается о тяжелой кожной болезни князя и о том, как искусно его излечивает «зельями» девица Февронья, Натальица Новгородская и др.).
О лекарственных растениях, произрастающих в Скифии (агарик-корень, дикий лук, или колхик; ревень, аконит), упоминает Диоскорид. Скифы знали свойства многих лекарственных растений, ядовитое действие аконита и выращивали некоторые из них в своих огородах и садах.
В Скифии применялись лекарства животного и минерального происхождения: бобровая струя, мышьяк, камень «хризолит» употребляли в измельченном виде внутрь при болях в желудке. Высокого мнения о скифской медицине был Гиппократ, в греческих мифах отразилась необычайно ярко характерная черта скифов – удачное врачевание среди греков, в самой Греции, в мировой столице того времени Афинах. В них упоминается скиф Анахарсид и скиф Токсарид, который был возведен в достоинство героя – полубога за прекращение афинской чумы. По более глубоким преданиям греков, скифы вообще были наделены особой способностью к врачеванию. Следует упомянуть о банях, которые, по словам Геродота, использовались еще в глубочайшей древности скифами. Врачевание необходимо было скифскому народу и поэтому постоянно развивалось. Увеличивалось число лечебных средств и их применение.
В работах А.Ф. Никитина имеются указания на применение скифскими врачами лекарств животного и минерального происхождения. По его данным, скифы «...употребляли и представляли на рынок бобровую струю, которая у «понтийского» бобра отличалась лучшим и более сильным действием». Никитин упоминает о яхонте, янтаре, мышьяке и других солях, добываемых в Скифии. Для облегчения родовой деятельности женщины носили в ожерельях яхонты. Камень хризолит в измельченном виде применялся при болях в желудке.
В процессе исторического развития наши предки вырабатывали правила здоровой жизни и поведения, дошедшие до нас в пословицах и поговорках. Так, «держи голову в холоде, живот в холоде, а ноги в тепле», «нет того хуже, как пить с поганой лужи», «не сердись, печень лопнет», « где пиры да чаи – тако и немочи», «болезнь входит пудами, а выходит золотниками», «сон лучше всякого лекарства», «живи просто – доживешь лет до 100», «недосмотришь оком – заплатишь боком».
Первоначальными составителями и хранителями медицинской письменности могли быть волхвы, о чем свидетельствуют летописи, относящиеся примерно к 912 г. н.э. Волхвы (жрецы) были знатоками «зелий» - лекарственных растений.