Возможности компьютерной графики в художественно-творческом развитии учащихся.

Компьютер и компьютерные технологии открывают перед нами абсолютно новые перспективы развития с точки зрения профессиональной деятельности. Компьютерная графика (дизайн) занимает ключевую позицию во многих видах изобразительной деятельности. Благодаря новым технологиям успешно развиваются такие направления компьютерной графики (дизайна) как: образование, издательские системы, средства для создания эффектов виртуальной реальности, мультимедиа-издательство, трехмерная графика и анимация, компьютерные игры, генерация компьютерных изображений для создания специальных эффектов, интернет.

Работа с графикой на компьютере всё больше и больше становится неотъемлемой частью компьютерной грамотности любого человека. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе.

Курс, посвященный компьютерной графике, способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого мышления; повышению интереса к информатике, а так что он может повлиять на профориентацию учащегося в мире профессий.

Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний: физике, химии, биологии и др., а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.

В возможностях, которые даёт компьютерная графика, можно выделить два основных направления: развитие художественно-творческих способностей обучающихся в непосредственном изучении графических пакетов и программ и развитие обучающихся в процессе изучения любой другой дисциплины с помощью возможностей мультимедийных технологий.

Курс по изучению компьютерной графики развивает пространственное мышление учащихся, а так же математическую логику.

Особенно важным, знание компьютерной графики, становится в процессе подготовки специалистов в области художественной деятельности (учитель изобразительного искусства, художник-дизайнер, художник-монументалист, художник-график и т.д.), так как является активным средством развития личностных качеств, необходимых в процессе художественно-творческой деятельности. Это — восприятие глубины пространства, способность к образному (абстрактно-логическому) мышлению, восприятие цвета, формы объема и т.д. Наряду с этим компьютерная графика требует умения анализировать и использовать пиктографические символы и знаковые системы в современных информационных структурах.

Компьютерная графика является великолепным средством при изучении законов и закономерностей, лежащих в основе художественного (изобразительного) творчества в процессе создания различных предметов изобразительного, декоративного и дизайнерского искусств. Технологические возможности персональных компьютеров отмечаются богатством графических возможностей и цветовых эффектов, способностью двух или трехмерного наглядного отображения пространственных форм. Создаваемая продукция наряду с профессиональным значением имеет и большое общеобразовательное значение, она взаимосвязана с задачами развития творческих способностей студентов. Учитывая специфические возможности компьютерной графики, следует отметить ее большое значение в подготовке будущих специалистов в области художественной деятельности.

Работа в графическом редакторе — это интегрированный курс, который основывается на знаниях учащихся, полученных на уроках ИЗО: правильное сочетание цветов, композиционное построение рисунка, знание законов перспективы. Все эти навыки получают дальнейшее интенсивное развитие в учащихся, так как работа с компьютерной графикой имеет одну важную особенность.

Эта особенность заключается в том, что при работе в графическом редакторе у учащегося есть и время, и возможность для экспериментирования с цветом, т.к. за считанные секунды можно залить нужным цветом фон, замкнутую область и т.д. И если цветовое решение не понравилось, то его легко заменить на другое.

При изучении возможностей компьютерной графики, отдельного внимания заслуживает анимация. Считается, что сила анимации как искусства в том, что она прокладывает кратчайшее расстояние от мысли к образу. Компьютерная графика и анимация позволяет делать все, что угодно фантазии человека, или имитировать то, что существует в природе. Поэтому именно она в ряду других программных средств представляет особый интерес для школьников. Кроме того, создание анимационных роликов в силу своей широты возможностей и сложности, предполагает групповую работу, способствующую развитию человеческих качеств школьников, а также их творческого потенциала.

Компьютерная анимация — синтез, основанный на взаимообогащении искусства и техники. Важно что бы компьютерная анимация преподавалась как средство и орудие творчества, а не только как объект изучения, потому что именно тогда она будет побуждать воображение, способствовать рождению новых идей, а не подменять творческий процесс механическим.

Обучение компьютерной анимации в силу активной работы с “мышью” и развития координации, может существенно развить общие интеллектуальные способности детей и подростков, поскольку мышечная деятельность является важным фактором развития и совершенствования основных нервных процессов в коре головного мозга.

Наблюдая за поведением детей на занятиях при знакомстве с графическими редакторами и аниматорами, было замечено, что рисование на компьютере вызывает большой интерес детей, позволяет снять скованность перед компьютером, а также страх и растерянность перед чистым листом, свойственный обычно урокам рисования. Даже те ученики, которые не очень хорошо умеют рисовать, вдохновляются при виде богатой цветовой палитры и многочисленных спецэффектов, позволяющих вылиться на простор собственной детской фантазии, попробовать проявить себя в роли художника и режиссера.

Собственное детское творчество, пусть даже самое скромное, собственные детские находки, пусть самые простые, собственная детская мысль, пусть самая наивная, — вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей. И все это происходит на занятиях компьютерной графикой и анимацией.

Учащиеся жаждут особых выразительных эффектов, иных (в отличие от традиционных, ставших уже классическими) степеней убедительности впечатления и достоверности самых невероятных фантазий, умозаключений, мифологем. Это требует новой формы условности, новой формы сознания, новой вербальности; и молодые творцы находят эти возможности в компьютерных технологиях, в компьютерной графике. Молодые художники создают свою версию нового мира на экранах своих мониторов.