Организация работы органов социальной защиты населения в Российской Федерации

С организационно-управленческой точки зрения социальная защита населения в Российской Федерации представлена широкой сетью государственных и негосударственных органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области социальной защиты населения, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, созданное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 на базе двух министерств: Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития.

Полномочия Минздравсоцразвития России разнообразны. Оно вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам социального развития.

Минздравсоцразвития России также вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты по вопросам, которые отнесены к его компетенции.

Возглавляет этот федеральный орган исполнительной власти министр, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр наделен рядом полномочий и в области взаимодействия с внебюджетными фондами обязательного социального страхования – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, он принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности фондов и назначает проверки их деятельности.

Финансирование расходов на содержание Минздравсоцразвития России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

В ведении Минздравсоцразвития России находится ряд федеральных служб и агентств: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

Все перечисленные федеральные службы и агентства являются юридическими лицами. Их самостоятельность определяется полномочиями, установленными для них соответствующими нормативными правовыми актами – положениями об этих органах. Возглавляют службы и агентства руководители, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Правительством Российской Федерации.

В каждом субъекте Российской Федерации имеется орган социальной защиты населения и именуется он по-разному – министерство, департамент, комитет, управление. В любом случае правомочия региональных органов социальной защиты населения вытекают из тех задач, которые стоят перед Минздравсоцразвития России.

Региональные органы социальной защиты населения являются отраслевыми органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными администрации субъектов, обеспечивающими реализацию политики РФ и ее субъекта в области социальной защиты граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, Уставом субъекта РФ, его законами, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о Департаменте.

Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в банке и органах казначейства.

Финансирование расходов на содержание Департамента осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на государственное управление. Имущество, необходимое для осуществления деятельности, передается Департаменту в оперативное управление.

Департамент возглавляет государственную систему социальной защиты региона, которая включает в себя различные государственные учреждения, осуществляющие деятельность в области социальной защиты населения.

Руководство Департаментом осуществляется по принципу единоначалия, возглавляет его руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности администрацией субъекта РФ.

Заместители руководителя Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности администрацией субъекта РФ по представлению руководителя Департамента,

Сотрудники Департамента являются государственными служащими, и на них распространяются законодательство о государственной службе и трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными законодательством о государственной службе. Для выполнения определенных функций могут быть заключены трудовые договоры с иными работниками, не являющимися государственными служащими.

Контроль за деятельностью Департамента осуществляет администрация региона. Ревизию деятельности Департамента осуществляют уполномоченные администрацией региона органы, а также организации, которым это право предоставлено в соответствии с законодательством.

Реорганизация и ликвидация Департамента осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании постановления администрации региона.

Департамент социальной защиты населения имеет в своем подчинении нижестоящие органы – районные, городские.

Структура органов социальной защиты населения субъектов РФ (территориальных органов социальной защиты населения) может состоять из отделов, подотделов, секторов и прочего.

Общее руководство и координацию деятельности учреждений, предоставляющих населению различные формы социального обслуживания, на районном (городском) уровне осуществляют соответствующие органы социальной защиты населения. Местные органы социальной защиты населения осуществляют непосредственную работу по созданию таких учреждений и осуществлению практической деятельности.