Технология социальной терапии в социальной работе

Социальная терапия – совокупность приемов и техник, обеспечивающих воздействие на клиента с целью его включения в социальную среду; развития (компенсации) способностей; выравнивания (повышения) социального статуса. Данная технология основана на социальном принятии, признании, одобрении человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. В социальной терапии используются следующие приемы:

· систематическое поощрение специалистом по социальной работе всех успехов клиента;

· разработка методик и определение тех видов деятельности, где клиент может проявить свои способности, раскрыться, показать высокие результаты и быть успешным;

· поддержка его инициативы в выборе видов деятельности, установлении отношений с окружающими людьми;

· отказ от негативной критики действий клиента и его личности.

Социальная терапия проводится для клиентов, утративших социальный статус, признание и принятие обществом. Это могут быть граждане с ограниченными возможностями; клиенты, находящиеся в местах лишения свободы, женщины, пострадавшие от насилия. Результатом социальной терапии является восстановление ресурсов клиента, которые преобладали до возникновения трудной жизненной ситуации, а также их компенсация с помощью усиления оставшихся способностей и достижения высоких результатов в значимой для него деятельности. Средством социальной терапии является терапевтическая среда, которая создается и поддерживается специалистами по социальной работе в малых группах клиентов учреждения социального обслуживания населения. С помощью данных объединений происходит формирование определенных ценностных ориентаций (взаимная забота, эмпатия, взаимопомощь, поддержка), создается положительный эмоциональный фон и позитивные отношения. Социальная терапия проводится с помощью следующих направлений: арттерапия, сказкатерапия, ипотерапия, трудотерапия, смехотерапия.

Арттерапия представляет собой совокупность психо-коррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией. Арттерапия включает:

· изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством);

· библиотерапию (воздействие чтением);

· имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию);

· музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (воздействие с помощью пения);

· кинезетерапию (включает танцтерапию, хореатерапию, коррекционную ритмику – воздействие движениям) и др.

Специалист по социальной работе, осуществляющий арттерапию, специально подбирает – картины, музыку, литературные произведения. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для клиента условия, которые воздействуют на личность развивающим или компенсирующим образом, а также снимают эмоциональное напряжение клиента. Занятие по социальной терапии состоит из следующих этапов: подготовительного, основного, заключительного.

· 1. Подготовительный этап. Специалист по социальной работе определяет состав участников, изучает особенности трудной жизненной ситуации каждого, выбирает направление социальной терапии, разрабатывает сценарий проведения.

2. Вводный этап занятия включает ритуал приветствия и планирования игр и упражнений. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику занятия. Инициатива приветствия вначале организации занятии по социальной терапии принадлежит специалисту по социальной работе. Планирование дальнейшей работы в группе (не более 5 человек) осуществляется с помощью следующих вариантов. После ознакомления с одной из техник работы с художественным произведением (рисование, лепка, театрализация) предоставляется каждому участнику свобода в творческом самовыражении, импровизация. Специалист по социальной работе здесь имеет возможность расширить результаты диагностики с помощью наблюдения за клиентом в условиях, приближенных к естественным. Второй вариант планирования занятия структурирован – здесь инициатива и разработка сценария принадлежит специалисту по социальной работе. Он информирует участников группы о порядке, содержании и последовательности форм социальной терапии. Данный вариант планирования необходим при формировании умений и навыков клиента, способствующих преодолению трудной жизненной ситуации. Специалист по социальной работе сообщает клиентам о цели проводимой формы социальной терапии, (это может быть игра, театрализованное представление и т.д.), ее значении для приобретения качеств, способностей, умений. Форма сообщения должна быть адекватна возрасту, понятна клиенту и включена в игровой контекст.

· 3. Основной этап занимает большую часть времени до (3/4 от всего занятия) и по своему содержанию представляет реализацию сценария, разработанного специалистом по социальной работе индивидуально или совместного с группой.

4. Заключительный этап занятия предполагает подведение итогов и обеспечение перехода из мира игры, сказки в реальную жизнь, где каждый человек несет определенную ответственность и имеет обязанности. Для подведения итогов участники рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями, мнениями. В заключении проводится заранее продуманный специалистом по социальной работе ритуал прощания, способствующий сохранению положительных эмоций у клиентов и формирующий у них желание придти на следующее занятие.