Технология социальной адаптации клиента

· Социальная адаптация – процесс активного включения клиента в социальную среду. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. В учреждении социального обслуживания населения создают поддерживающую среду, обеспечивающую преодоление трудной жизненной ситуации следующие условия: 1) организация обучения социальным навыкам; 3) освоение социальных ролей в деятельности, организуемой специалистами; 2) формирование организационной культуры учреждения социального обслуживания населения, основанной на жизненных ценностях: проявление дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке; 3) образование общности клиентов, которая способна регулировать поведение и содействовать развитию самоконтроля у клиента, проявлению его индивидуальности; 4) обеспечение признания окружением клиента достигаемых им результатов и внешнее выражение данного признания.

Технология социальной адаптации это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента, в конкретных формах организации социальной работы (индивидуальные беседы, коллективно-творческие дела, занятия по трудотерапии, социальные тренинги, игры и др.) обеспечивающая развитие умения объекта социальной работы преобразовывать или устранять проблемную ситуацию.

Последовательность реализации процесса социальной адаптации клиента определяется следующими этапами: подготовительного; включения в социальную группу; усвоения социально-полезных ролей; развития устойчивой социально-психологической адаптированности. Приведем их характеристику:

1. Подготовительный этап. Он протекает до момента включения клиента в социальную группу учреждения социального обслуживания населения и связан с определением правового статуса человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями. Здесь проводятся различные методики социальной диагностики: интервью, наблюдение, метод независимых характеристик, биографический метод и др.

2. Этап включения в социальную группу. Его содержание включает ознакомление с ценностями, традициями, социальными нормами, помогающими новому участнику адаптироваться к реальным условиям учреждения социального обслуживания населения. Обеспечивают социальную адаптацию клиента на данном этапе следующие приемы: техника «идущее вниз сравнение» основана на, возможности человека вспомнить о своих успехах в других областях и ситуациях; техника «позитивного истолкования событий» предполагает поиск хороших моментов, связанных с пребыванием в учреждении социального обслуживания населения. На данном этапе возможно применение методик, обеспечивающих осознание собственных результатов и достижений.

3. Этап усвоения социально - полезных ролей. Он осуществляется через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков. Одной из форм реализации данного этапа является игра «Выбор». (См. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М., 2007.)

4. Этап устойчивой социально-психологической адаптированности, характеризующийся способностью клиента разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды, а также умению самому предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку. Одной из игровых форм, способствующей социальной адаптации клиента на данном этапе, является игра: «Предложи помощь». Ведущий говорит о том, что человек достаточно часто встречается в своей жизни с проблемами и пытается их преодолевать, но не каждый умеет помочь разрешить другому проблемные ситуации. Специалист по социальной работе объясняет содержание игры: один из играющих сообщает о личной проблеме, стоящей пред ним, а другой предлагает ему свою помощь. Надо выбрать один из предложенных вариантов и обосновать свой выбор. Участники игры разбиваются на пары. Определяются роли «Предлагающего помощь» и «Субъекты проблемы» после проигрывания игровой ситуации участники меняются ролями. Специалист проводит наблюдение за играющими. Далее совместно все участники и ведущий подводят итоги занятия.