Либеральные реформы второй половины XIX века и развитие системы призрения и России
Дальнейшие существенные изменения в социальной политике России являлись частью либеральных реформ 60-70-х годов XIX века.
Указом Александра II 1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и земских учреждениях». Органами местного самоуправления теперь провозглашались уездные земские собрания, состоявшие из гласных, избираемых на три года. Исполнительным органом стала земская управа во главе с председателем - уездным предводителем дворянства. Подобно тому создавались губернские земские собрания и управы.
В компетенцию земств входили земские лечебные и благотворительные заведения, попечение о призрении бедных, неизлечимых больных и умалишенных, учреждения народного образования, строительство церквей и школ и др. Земства, по сути, являлись преемниками губернских приказов общественного призрения.
Важно отметить, что самые значительные достижения земств связаны с организацией народного образования. Серьезным вкладом так же стала их деятельность по организации медицинской и санаторной служб. Впервые за всю историю России медицинские учреждения в деревне стали обычным явлением.
Важнейшим направлением работы земств являлось призрение сельских бедных, больных и нетрудоспособных. Приняв от приказов общественного призрения всего лишь около сотни богаделен, сиротских домов и других учреждений, земские органы к концу XIX расширили сеть заведении общественного призрения до более 5 тыс. благотворительных учреждений.
Перестройка системы местного самоуправления коснулась и города. В соответствии с «Городовым положением» в городах России образованы выборные органы городского самоуправления - городские думы, которые избирались на четыре года. Исполнительным органом стала городская управа, работающая на постоянной основе под руководством городского головы.
В компетенцию городских дум входило продовольственное обеспечение горожан, развитие народного образования и культуры, забота о здравоохранении жителей. Основным объектом их управления являлось городское хозяйство, местная промышленность и торговля, кредитное и страховое дело. Особой статьей городского положения местному самоуправлению поручалось «попечительство о призрении бедных, устройство благотворительных и лечебных заведений и заведование ими на одинаковых с земскими учреждениями основаниях».
Так же, как у земств, объектом заботы городских дум являлось народное образование. В те годы активно открывались муниципальные учебные заведения самого различного профиля (дошкольные, общеобразовательные, профессиональные и т.д.). Широкое распространение получили воскресные школы. Эти общеобразовательные учебные заведения давали возможность получить начальное образование фабрично-заводским рабочим, ремесленникам и другим горожанам.
В сферу попечительской деятельности городских дум и управ входила медико-социальная помощь неимущим больным. Они активно сотрудничали с благотворительными обществами и частными лицами в целях расширения сети медицинских учреждений. Открывались новые больницы, развертывалось амбулаторное лечение населения. Достижением не только земской, но и городской медицины было введение впервые в мире медицинского страхования, позволявшего обеспечивать медицинской помощью беднейшие слои населения. К концу XIX века в городах значительно реже вспыхивали эпидемии и инфекционные заболевания, снизилась смертность населения.
Значительным разнообразием отличалась деятельность городских управлений в области общественного призрения. Развитию адресной помощи способствовало создание городскими думами специальных комиссий общественного призрения. Эти комиссии строили свою деятельность на основе участковых попечительств во главе с советом, при которых имелся штат сотрудников. Данные социальные подразделения занимались выдачей денежных пособий, устройством на работу, помещением в богадельни, направлением в детские санатории, предоставлением ночлежных мест и т.д. Деятельность городских органов самоуправления способствовала расширению сети благотворительных учреждений.
Другим важнейшим показателем оживления жизни общества в России пореформенного периода являлся рост социальной активности духовенства в сфере благотворительности.
Возрождение церковноприходской благотворительности во многом определялось «Положением о приходских попечительствах при православных церквях» (2 августа 1864 г.). Церковные попечительства быстро начали создаваться при многих приходах. К 1901 г. они охватывали пятую часть всех церквей России. Их забота характеризовалась многообразием форм и включала различные группы нуждающихся: инвалидов, престарелых, неизлечимо больных. При приходских попечительствах открывались богадельни, учреждались детские приюты с интернатами, школы. Использовались и такие формы социальной помощи, как выдача денежных пособий, бесплатных обедов из богаделен, оказание бесплатной медицинской помощи и т.д.
Немалый вклад внесла церковь в развитие сети церковноприходских школ. Опираясь на государственное финансирование и используя собственные средства, за 10 лет церковь открыла почти 30 тыс. церковноприходских школ, увеличив их сеть по сравнению с 1884 г. более чем в шесть раз.
Таким образом, церковь, в условиях ориентации правительства на создание государственной системы призрения, хотя и утратила ведущую роль в попечительстве обездоленных, но вместе с тем не прекращала оставаться институтом христианского милосердия и продолжала осуществлять социальную помощь нуждающимся.