Просвещенный абсолютизм» Екатерины II в социальной сфере

В новых исторических условиях прогрессивные меры по развитию и укреплению системы призрения, заложенные Петром Великим, по­лучили дальнейшее развитие в активной деятельности императ­рицы Екатерины II (1762-1796 гг.). Основываясь на идеях фран­цузских просветителей, она уже в первые годы своего правления предприняла ряд энергичных шагов по открытию благотвори­тельных учреждений нового типа. При непосредственном учас­тии императрицы и под ее контролем был разработан целый ряд законодательных актов. Важное значение имело, например, издание Екатериной II в 1775 г. «Учреждения для управления гу­берний». В этом документе впервые в законодательном порядке учреждалась государственная система общественного призрения. Предусматривалось создание под председательством губернато­ров особых Приказов общественного призрения. Именно на них возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без про­питания; больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для сумасшедших, дома работные (в которых бед­ные люди могли бы своим трудом добывать себе пропитание), дома смирительные (для исправления людей, «худыми своими поступками повреждающих добронравие в обществе»).

Этим законодательным актом, по сути, была заложена государственная система общественного призрения, был сделан поворот в сторону государственной централизации. За время цар­ствования Екатерины II заметно смягчены карательные меры по отношению к нищим, учреждены в каждой епархии богадельни, составлены правила о помещении безумных в специализированные учреждения. Здоровых нищих задерживали и отправляли работать на мануфактуры и фабрики, отдавали в солдаты.

Важно знать, что над многими изменениями в жизни России по поручению Екатерины II работал один из образованнейших людей того времени - Иван Иванович Бецкой (1704-1795 гг.), предложивший сформировать первое поколение «новых отцов и матерей, способное воспитать подобных». С этой целью была основана система закрытых учебных заведений под руководством не иностранных, а русских наставников. В созданные с этой целью воспитательные дома в Москве, а затем в Петербурге принимали подкидышей и детей, рожденных вне брака, а также «законных детей, оставляемых родителями по бедности».