Безопасность, культура и нравственность

 

Для выработки теории безопасности как целостной системы знания, как фор­мы научно-практической деятельности необходимо определение ее идеологических оснований Я системы взглядов и отношений людей к действительности, к природ­ным, техногенным и социальным проблемам, а также рассмотрение целей обеспече­ния безопасности.

Безопасность любого человека, общества, государства органически связаны с образованием и сохранением фундаментальных культурных ценностей. Ни одна общественная система не может развиваться без нравственных ценностей, объеди­няющих ее членов. Нация, лишенная системы культурных ценностей, превращается в толпу.

Одним из инструментов формирования системы ценностей и культуры безопас­ности как отдельной личности, так и нации в целом является образование и культур­ное воспитание. Поэтому образование в сфере безопасности есть не только базовый компонент национальной безопасности, но и фактор, определяющий социокультур­ный статус человека в обществе.

К цивилизационным механизмам безопасности (в отличие от правовых, техниче­ских, медицинских, военных и иных) можно отнести:

- традиции и обычаи данного народа или цивилизации в укладе жизни, опреде­ляющие характерную и специфическую организацию семейной, бытовой, эко­номической, социальной, правовой, политической и прочих систем общества;

- традиционный тип сознания;

- определенные и достаточно стабильные ценностные мировоззренческие (как личностные, так и социальные) системы иерархии культурно-исторических и иных ценностей в индивидуальном и общественном сознании данного на­рода.

Например, сохранение этих ценностей китайцами, японцами помогло им сохра­нить стабильность общества в самые трудные годы и обеспечить его эффективное развитие в благоприятных условиях. Русские не проявили столь ревностной защиты своих исконных культурных ценностей, традиций и обычаев, за что расплачиваются кризисными явлениями во всех сферах жизнедеятельности. В этом плане русским следует поучиться у азербайджанцев, армян, евреев, татар, узбеков, чеченцев, япон­цев и многих других народов.

В своей совокупности традиционные ценности данной цивилизации, находя во­площение в конкретных социальных и политических механизмах, обеспечивают стабильное, а значит, более безопасное существование народа. Отказ от своего ми­ровоззрения, исторического и культурного наследия калечит души и жизнь людей, ведет к деградации общества и государства.

Необходимо рассмотреть вопрос о духовной составляющей в системе безопас­ности нашей страны и каждого человека. Ибо без душевного здоровья человека, его интеллекта, и жизнь, и само понятие безопасности обесцениваются и теряют смысл.

Духовная безопасность — это система условий, позволяющая культуре и обществу сохранять свои жизненно важные параметры в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы под воздействием различного рода факторов (и пре­жде всего культурного, целостно-нормативного характера) ведет к дезорганизации и в конечном счете — к национальной катастрофе, т.е. к распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовных оснований.

Именно человек и семья, их благополучие и безопасность становятся ядром лич­ной, общественной, государственной, национальной и коллективной (международ­ной) безопасности. Выражается это в массовом политическом пробуждении людей, основанном на целях, идеалах, которые занимают центральное место в становлении личности и являются источником или согласия, или конфликта.

Центральным фактором существования человеческого общества может быть противоречие между субъективными ожиданиями человека и объективными соци­ально-экономическими условиями, что формирует универсальную угрозу человеку, семье и обществу, создает опасность, что мировая политика станет все более неуправляемой.

Это новое понимание прав человека. Впервые осознается необходимость фор­мулирования Хартии обязанностей человека по отношению к себе, семье, обществу, государству, человечеству и природе. Существует понимание, что человечество вы­живет в XXI в. при условии, если будет следовать определенным нормам самоогра­ничения и самодисциплины.