Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Конституцией РФ, Феде­ральным законом «О правовом положении иностранных граж­дан в Российской Федерации», другими федеральными закона­ми, межгосударственными договорами, заключенными Россий­ской Федерацией, и другими правовыми актами.

Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являю­щееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражда­нином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства проживают в Российской Федерации и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (приглашение на въезд; разрешение на временное проживание, вид на жительство). По этому основанию иностранные граждане и лица без гражданст­ва, находящиеся на территории РФ, делятся на три категории:

временно пребывающие в Российской Федерации;

временно проживающие в Российской Федерации;

постоянно проживающие в Российской Федерации.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, прибывшее в Рос­сийскую Федерацию на основании визы или в порядке, не тре­бующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. При этом докумен­том, который служит основанием для выдачи иностранному гражданину (лицу без гражданства) визы либо основанием для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем по­лучения визы, является приглашение на въезд в Российскую Феде­рацию.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностран­ного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается по ходатайству, поданному работодателем или заказ­чиком работ (услуг). Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности ра­ботодатель или заказчик работ (услуг) представляет:

разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с пригла­шением в целях осуществления трудовой деятельности работо­дателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на ра­боту для каждого иностранного работника.

Квота на выдачу иностранным гражданам (лицам без граж­данства) приглашений на въезд в Российскую Федерацию в це­лях осуществления трудовой деятельности ежегодно утвержда­ется Правительством РФ по предложениям органов исполни­тельной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей дан­ного субъекта по обустройству иностранных граждан (лиц без гражданства). Такие предложения органов исполнительной вла­сти субъектов РФ формируются на основе принципа приори­тетного использования национальных трудовых ресурсов с уче­том ситуации на рынке труда.

Срок временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребы­вания в Российской Федерации иностранного гражданина (ли­ца без гражданства), прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток (за исключением особых случаев, предусмотренных Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Временно пребывающий в Российской Федерации ино­странный гражданин (лицо без гражданства) обязан выехать из страны по истечении срока действия визы или иного срока, ус­тановленного для его пребывания в России, если им не получе­но разрешение на продление срока пребывания либо разреше­ние на временное проживание. Срок временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существо­вать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Россию.

Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), или его территориальными органами.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина (лица без гражданства), прибывшего в страну в порядке, не требующем получения визы, и заклю­чившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российскую Федерацию.

О продлении срока временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации делается отметка в миграционной карте. При этом под миграци­онной картой понимается документ, содержащий сведения об иностранном гражданине (лице без гражданства), въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина (лица без гражданства) в стране.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, получившее разре­шение на временное проживание.

При этом под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права ино­странного гражданина или лица без гражданства временно про­живать в Российской Федерации до получения вида на житель­ство, которое оформляется в виде:

отметки в документе, удостоверяющем личность иностран­ного гражданина или лица без гражданства;

документа установленной формы, выдаваемого в Россий­ской Федерации лицу без гражданства, не имеющему докумен­та, удостоверяющего его личность.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину (лицу без гражданства) в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия раз­решения на временное проживание составляет три года.

Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разреше­ние на временное проживание может быть выдано иностранно­му гражданину (лицу без гражданства):

родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в про­шлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;

признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, со­стоящего в гражданстве РФ;

состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в Российской Федерации;

осуществившему инвестиции в России в размере, установ­ленном Правительством РФ;

в некоторых иных случаях.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

Федеральным законом «О правовом положении иностран­ных граждан в Российской Федерации»[21] предусмотрены осно­вания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание.

Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, или иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда или имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

8) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации;

14) прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок необходимые документы.

В случае, если иностранному гражда­нину (лицу без гражданства) было отказано в выдаче разреше­ния на временное проживание, он вправе повторно подать за­явление о выдаче разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего за­явления.

Разрешение на временное проживание содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче разрешения, срок действия разрешения, наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение.

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789[22].

Иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.

2. Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание;

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностран­ный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, получившее вид на жительство. При этом под видом на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное прожива­ние в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из России и въезд в Россию.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину (ли­цу без гражданства) на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина (лица без гражданства) может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жи­тельство не ограничено. Вид на жительство оформляется в виде документа установленной формы и содержит следующие сведе­ния:

фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов);

дату и место рождения;

пол;

гражданство иностранного гражданина;

номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство;

срок действия вида на жительство;

наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство.

Федеральным законом «О правовом положении иностран­ных граждан в Российской Федерации»[23] предусмотрены основа­ния отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство аналогичные основаниям отказа в выдаче разрешение на временное проживание.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт ино­странного гражданина либо иной документ, установленный фе­деральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве доку­мента, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданст­ва в Российской Федерации, являются:

документ, выданный иностранным государством и призна­ваемый в соответствии с международным договором Россий­ской Федерации в качестве документа, удостоверяющего лич­ность лица без гражданства;

разрешение на временное проживание;

вид на жительство;

иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяю­щих личность лица без гражданства.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794[24].

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство.

Иностранные граждане (лица без гражданства) имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в преде­лах Российской Федерации на основании имеющихся у них до­кументов, за исключением посещения территорий, организа­ций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Временно проживающий в России иностранный гражданин (лицо без гражданства) не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъек­та РФ, на территории которого ему разрешено временное про­живание, или избирать место своего проживания вне пределов этого субъекта РФ.

Иностранным гражданам — сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений ино­странных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Рос­сийской Федерации иностранным журналистам право на сво­боду передвижения в пределах Российской Федерации предос­тавляется на основе принципа взаимности.

Иностранные граждане (лица без гражданства) не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы госу­дарственной власти, органы государственной власти субъек­тов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Феде­рации и референдумах субъектов РФ. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (лица без гра­жданства) в случаях и порядке, предусмотренных федеральны­ми законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Иностранные граждане (лица без гражданства) пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к тру­ду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом эконо­мической деятельности с учетом ограничений, предусмотрен­ных федеральным законом.

В частности, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использова­ние иностранных работников, а иностранный гражданин (лицо без гражданства) имеет право осуществлять трудовую деятель­ность только при наличии разрешения на работу. Однако этот порядок не распространяется на иностранных граждан (лиц без гражданства):

постоянно проживающих в Российской Федерации;

являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россий­скую Федерацию соотечественников, проживающих за рубе­жом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

являющихся сотрудниками дипломатических представи­тельств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками междуна­родных организаций, а также частными домашними работника­ми указанных лиц;

являющихся работниками иностранных юридических лиц, выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленно­го в Российскую Федерацию технического оборудования;

являющихся журналистами, аккредитованными в Россий­ской Федерации;

обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

приглашенных в Российскую Федерацию в качестве препо­давателей для проведения занятий в образовательных учрежде­ниях.

Временно проживающий в Российской Федерации ино­странный гражданин (лицо без гражданства) не вправе осуще­ствлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Иностранный гражданин (лицо без гражданства) не имеет права:

находиться на муниципальной службе;

находиться на государственной гражданской службе (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации);

замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

быть членом экипажа военного корабля Российской Феде­рации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экс­периментальной авиации;

быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

быть принятым на работу на объекты и в организации, дея­тельность которых связана с обеспечением безопасности Рос­сийской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;

заниматься иной деятельностью и замещать иные должно­сти, допуск иностранных граждан к которым ограничен феде­ральным законом.

Иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе. Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[25];

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Иностранный гражданин (лицо без гражданства) не может быть призван на военную службу или альтернативную граждан­скую службу. Однако возможно прохождение военной службы иностранными гражданами по контракту на воинских должно­стях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержанта­ми и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Иностранные граждане могут быть также приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданско­го персонала.

Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[26].

Контроль за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, осуществляет контроль за временным пребыванием в Российской Федерации следующих иностранных граждан:

- глав дипломатических представительств и глав консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации;

- въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и имеющих дипломатические или служебные паспорта должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств и членов семей указанных лиц;

-въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и пользующихся в соответствии с международным договором Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммунитетами должностных лиц международных организаций, должностных лиц представительств указанных организаций в Российской Федерации, должностных лиц международных организаций, которые имеют штаб-квартиры в Российской Федерации.

Иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации.

В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен или , данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней. Если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность выехать из Российской Федерации, подлежит депортации.

Депортация иностранных граждан осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами.

Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица.

Если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Иностранные граждане подлежать депортации по решению суда.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин.

Среди иностранных граждан и лиц без гражданства в по­следние годы значительный интерес приобрели беженцы, которые занимают особое административно-правовое положение. Административно-правовой статус беженцев определен Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»[27]. Беженец — это лицо, которое не являет­ся гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, ве­роисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убежде­ний находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны сво­его прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие данных опасений.

Не могут быть признаны беженцами лица, покинувшие го­сударство своей гражданской принадлежности (своего прежне­го обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, пожелавшее быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, должно обратиться с соответствующим хода­тайством либо в дипломатическое представительство или кон­сульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычно­го местожительства), либо в орган пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. После рассмотрения этого ходатайства принимается решение либо о признании данного лица беженцем (с выдачей ему соответст­вующего удостоверения), либо об отказе в признании бежен­цем. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. В даль­нейшем срок признания беженцем может продлеваться на каж­дый последующий год.

Лицо, признанное беженцем, имеет право на получение ус­луг переводчика и получение информации о своих правах и обя­занностях, а также иной информации; содействие в обеспече­нии проезда и провоза багажа к месту пребывания в Российской Федерации; получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения до убытия к месту постоянного пребывания, медицинской и лекарственной помо­щи; содействие в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве; социальную защиту, в том числе соци­альное обеспечение и проч.

Лицо, признанное беженцем, обязано: соблюдать Конститу­цию РФ и российские законы, установленный порядок прожи­вания; сообщать о намерении переменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы территории РФ; проходить ежегодный переучет и др.