Административно-правовой статус человека и гражданина.

Административно-правовой статус человека и гражданина – это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека т гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами, судами.

Административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нормами конституционного и административного права. Многие права и обязанности человека и гражданина в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административных правовых актах, в актах органов местного самоуправлениях. Другие права и обязанности не регламентируются конституционными нормами, но соответствуя духу Конституции РФ, общей конституционной концепции положения личности в России, устанавливаются иными правовыми актами.

Административно-правовой статус человека и гражданина, прежде всего, определяется их административной правосубъектностью, которую, в свою очередь образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Под административной правоспособностью понимается легально признаваемая за ним возможность являться субъектом административного права, иметь права и обязанность административного характера. Совокупностью указанных прав и обязанностей физические лица наделяются в соответствии с законодательством Российской Федерации или иными нормативными актами. Некоторые права и обязанности присущи физическим лицам от рождения. Речь идет об основных и неотчуждаемых правах и свободах человека и гражданина, установленных Конституцией РФ:

Здесь следует назвать: право на свободу и личную неприкосновенность; возможность ареста, заключения под стражу и содержания под стражей только по судебному решению (до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов); право частной собственности; невозможность лишения чьего-либо имущества без решения суда; право на неприкосновенность жилища; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; недопустимость ограничения права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений без соответствующего судебного решения; право на передвижение; право участвовать в управлении государством; право граждан РФ участвовать в управлении государством, в том числе – избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, поступать на государственную службу; право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования и др.

Если анализировать совокупность прав и обязанностей физических лиц, с точки зрения момента ее возникновения и прекращения, то их можно условно подразделить на два основных вида:

1. Основные права и обязанности, возникающие с момента рождения и прекращающиеся моментом его смерти.

2. Права и обязанности, приобретаемые в процессе жизни человека.

В первом случае правоспособность, как правило, является неотчуждаемой и присутствует на протяжении всей жизни человека. Однако, следует помнить, что невозможность полного отчуждения указанных выше прав и свобод не исключает возможности их легального ограничения. Так ст.55 Конституции РФ допускает ограничение прав физических лиц в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Порядок и объем ограничения таких прав свобод устанавливается законодательством РФ и некоторыми иными нормативными актами.

Во втором случае правоспособность физических лиц обусловлена наступлением тех или иных обстоятельств, свидетельствующих о приобретении физическим лицом того или иного статуса. Данные обстоятельства могут иметь самый разнообразный характер, и быть связанными с самыми различными свойствами личности. Например, весьма часто административная правоспособность может зависеть от возрастного фактора, фактора физического состояния, фактора профессиональной подготовки и т.д. Например, статус судьи может приобрести гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет или в некоторых случаях при приеме на должность в подразделения правоохранительных органов лицо обязывается к прохождению медицинского освидетельствования и должно соответствовать специальным требованиям к его физической подготовке.

Помимо указанных выше качественных характеристик личности, статусными могут являться и ситуационные факторы. Например, статус временного переселенца может приобрести только гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Административная дееспособность – это способность лица своими собственными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность, предусмотренную этими нормами.

В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18-и лет (ст.60), но отдельные права в административно-правовой сфере граждане могут осуществлять и в более раннем возрасте. Например, право на образование лицо может реализовать значительно раньше, с 16-и лет наступает ответственность физических лиц за административные правонарушения и т.д.

Основаниями ограничения административной дееспособности личности являются критерии, установленные как общими нормами, касающимися прав и свобод граждан, так и специальными нормами, регулирующими конкретные административные правоотношения. Так, Конституцией РФ установлено, что не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными (ст. 32). Или согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе РФ»[17] недееспособный гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу.

На основании административной правоспособности лица, обладающие соответствующей административной дееспособностью, осуществляют субъективные права и обязанности, самостоятельно вступая при этом в конкретные административные правоотношения. В случаях, установленных законом, субъективные права и обязанности могут быть реализованы лицами через своих законных представителей, которыми могут являться родители, усыновителя, опекуны и попечители. При этом следует учитывать, что законодательством может быть установлен ряд прав и обязанностей, которые могут приобретаться и осуществляться только лично, без участия третьих лиц. К числу таких прав и обязанностей, например, относятся избирательные права граждан или обязанность гражданина служить в Вооруженных силах Российской Федерации.