Административно-распорядительные методы управления

Административно-распорядительные методы занимают особое место в системе управления, что вытекает из большого значения организационных факторов в обеспечении эффективной деятельности экономической системы любого уровня. Административно-распорядительная, организаторская деятельность, направленная на обеспечение выполнения всех необходимых функций управления, предполагает наличие специфических способов, приемов ее выполнения.

Административно-распорядительные методы призваны:

1. Обеспечить организационную четкость, дисциплинированность и эффективность работы управленческого аппарата.

2. Поддерживать необходимый порядок в работе предприятия, приводить в действие постановления, приказы и решения руководящих лиц.

3. Проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения.

Административно-распорядительное воздействие в отличие от экономических методов, действующих на объект управления косвенно, носит директивный характер (приказы, распоряжения), дает однозначное решение проблемы и прямо воздействует на поведение объекта управления.

Административно-распорядительные методы представляют собой систему способов и приемов, обеспечивающих целенаправленное, планомерное, слаженное и эффективное функционирование управляющей и управляемой систем, т.е. аппарата управления и всех элементов организации.

Административно-распорядительные методы управления опираются:

1) на систему законодательных актов;

2) на нормативно-директивные и методические документы организации (приказы, распоряжения и указания руководителя);

3) на планы, программы и задания;

4) на оперативное руководство.

В систему законодательных актов входят законы, указы президента, постановления правительства, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные органами власти для обязательного применения на территории всей страны. Законодательные акты должны объединены в систему, основными целями которой являются: повышение качества жизни населения; создание конкурентной среды; эффективное использование природных ресурсов, труда и капитала; развитие макроэкономики страны и инфраструктуры; применение современных методов экономического регулирования и менеджмента.

В систему нормативно-директивных и методических документов организации входят стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством фирмы и действующие только в данной фирме.

Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов фирмы – это цель составления документа, основание для его разработки, место данной цели (задачи, функции) в системе менеджмента, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, контролирующее лицо, санкции за неисполнение, источники информации. В методических документах кроме этих данных должны быть приведены конкретные методы осуществления рабочих операций.

Система взаимосвязанных планов, программ и заданий тоже относится к административным методам менеджмента, так как они регламентируют порядок работы управляющей и управляемой подсистем управления организации.

Оперативное управление основано на личной власти руководителя. В современной литературе выделяют 5 форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-либо насущной потребности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

5. Законная (традиционная власть). Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг – подчиняться им.

Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и тому подобное.

Любая власть основана на влиянии. Под влиянием понимается любое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношение и ощущения другого человека. Две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к активному сотрудничеству – это убеждение и участие.

Убеждение – это эффективная передача своей точки зрения. Участие – форма влияния, при которой руководитель не делает никаких усилий, чтобы навязать подчиненному свою волю, а просто направляет его усилия и способствует свободному обмену информацией.

Основная литература:

1. Алешина И.В. Паблик рилейншз для менеджеров и маркетеров. М.: Тандем: ГНОМ-ПРЕСС, 1997 – 286с.

2. Большой экономический словарь под ред. А.Н.Азриляна. М.: Институт новой экономики, 1997. – 398с.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: 1996. – 244с.

4. Генкин Б.М. и др. Управление персоналом. М.: Высшая школа, 1996. – 189с.

5. Глухов В.В. Основы менеджмента. СПб: специальная литература, 1995. – 198с.

Дополнительная литература:

1. Инновационный менеджмент. Справ. пособие. ∕ под ред. П.Н.Завалина и др. М.: ЦИСН, 1998. – 268с.

2. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. М.: Аудит:ЮНИТИ, 1998. – 371с.

3. Карасников В.С. Разработка управленческих решений. СПб: изд. СЗАГС, 1998.- 316 с.

4. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. -264с.