СТИЛИ ОБЩЕНИЯ

Люди различаются не только по своим физическим и умственным показателям, по отношению к Бушу и Путину. Имеются у них и отличия, проявляющиеся в сфере коммуникации.

Каждому человеку присуща своя манера общения. Ее особенности определяются различными факторами. При этом сказывается влияние его темперамента, уровня образования и воспитания, половой и этнической принадлежности, характера отношений между общающимися, их профессии, количества выпитого, степени сытости и т.д. В содержании стиля общения личности можно выделить следующие компоненты:

1. Присущий только ей единственный или преобладающий мотив коммуникации. Это могут быть стремление к самоутверждению, взаимодействию, Поддержке, «запудриванию мозгов».

2. Отношение человека к другим участникам, которое проявляется или в доброжелательности, или в неприязни, или в терпимости, или в жесткости, или в альтруизме…

3. Характер отношения в процессе коммуникации лица к самому себе. Он может проявиться в переоценке своей личности, в критическом ее восприятии, самолюбовании, навязывании своего мнения и т.д.

4. Способ воздействия на партнеров. Это могут быть сотрудничество, принуждение, убеждение, личный пример, манипуляция, демонстрация, давление…

Присущий индивидууму стиль общения находит свое проявление в особенностях его поведения, речи, мимики, жестикуляции, степени подвижности и в других способах невербальной выразительности.

В зависимости от учета различных факторов имеется не одна классификация стилей общения, присущих различным людям. Прежде всего в них выделяются бытовой и деловой стили.

Бытовой — это повседневный, который может иметь место и днем, и ночью, и в Кобеляках, и в штате Колорадо, и при общении друзей и недругов, и тех, которые встречаются первый раз, и в постели, и на кухне…

Деловой стиль общения в первую очередь имеет место в различных видах производственной, экономической, финансовой и вообще профессиональной деятельности. Он отличается тем, что в той или иной степени ориентирован на разрешение тех или иных деловых вопросов.

При нем коммуникация отличается собранностью, целенаправленностью, организованностью, бережным отношением ко времени, доказательностью, логичностью.

Другая классификация стилей общения разделяет их на партнерский и непартнерский. Основное их различие в том, как исповедующие их индивиды учитывают позицию, мнение, действие, поведение, высказывание других участвующих в нем лиц.

Партнерскому стилю присущи высокая степень сотрудничества с ними, наличие желания и умения относиться к ним как к равноправным личностям, имеющим право на свое мнение и на свою позицию. Отличается он и постоянным вниманием и доброжелательностью к противоположной стороне, которую постоянно стараются понять, не высказывают необоснованные претензии, не употребляют грубых и вообще бранных слов.

А вот при непартнерском стиле коммуникации имеет место противоположная картина, т.е. партнера слушают невнимательно, часто перебивают, игнорируют его мнение, навязывают ему свою точку зрения. Могут также на него повысить голос, унизить, осмеять, оскорбить, а иногда и пустить в ход кулаки или предметы, их заменяющие.

Следующая классификация стилей общения строится на учете степени и характера вмешательства человека в высказывания, поведение и деятельность других его участников. На этом основании в коммуникации выделяются альтруистический, манипулятивный и миссионерский стили. Альтруистический отличается эмпатией, стремлением сделать приятное другим, помочь им в осуществлении их устремлений.

При манипулятивном стиле применяют для достижения определенных целей средства воздействия, принуждения и давления по отношению к партнерам.

Миссионерскому стилю присуще стремление сохранить при коммуникации определенную дистанцию с другими ее участниками, не вмешиваться или мало вмешиваться в их высказывания, поведение и действия.

Выделяют в общении также экстравертный и интровертный его стили. Основные признаки, по которым они различаются, — это присущая личности степень потребности в коммуникации и особенности ее внешнего проявления. Экстравертный отличается тем, что деятельность сознания и психики индивида направлены в основном на внешний мир.

Этот стиль обычно присущ общительным людям, которые охотно вступают в контакт, часто бывают его инициаторами и охотно откликаются на стремление к нему других.

Второй стиль характерен для лиц, отличающихся противоположными качествами — у них деятельность сознания и психики направлена прежде всего на свой внутренний мир, а окружающее интересует их гораздо меньше.

Они менее общительны, а иногда вообще малоконтактны, сдержаны в проявлении эмоций, спокойно воспринимают все, что происходит вокруг. Нередко предпочитают отмалчиваться или тяготеют к уединению.

Экстравертный и интровертный стили общения могут у его участников проявляться не только в чистом виде. Чаще они выступают в сочетании, когда один из них преобладает. Их соотношение может выражаться и в другой пропорции.

Люди, которым присущи различные стили коммуникации, могут, естественно, в большей или в меньшей степени испытывать при ней различные проблемы. Могут они иметь место и когда контактируют лица с одинаковым стилем общения.

К примеру, когда в нем участвуют особы с непартнерским стилем. Возможность плодотворного контакта между ними при этом может не проявиться. Чтобы коммуникация была плодотворной, полезно перед ней заняться Самоанализом, постараться определить свой стиль и внести в него, если в этом есть необходимость, коррективы или вести с их учетом коммуникацию.

Особенно есть над чем поразмыслить и поработать тем, кто обнаружит у себя непартнерский стиль. Да и в прочих случаях тоже есть возможность совершенствовать свою манеру коммуникации. Это окупится, потому что умение общаться — это, как многие считают, умение жить.