ВИДЫ ОБЩАЮЩИХСЯ (ПО КЛАССИФИКАЦИИ П. МИЦИЧА)

В ней выделяются следующее их виды:

1) вздорный человек («нигилист»),

2) позитивная личность,

3) «всезнайка»,

4) болтун,

5) «трусишка»,

6) хладнокровный, неприступный собеседник,

7) незаинтересованный человек,

8) «важная птица»,

9) «почемучка».

Каждый из этих типов имеет свои особенности в процессе коммуникации. Знание их принесет всем, кто хочет овладеть искусством общения, только пользу. Вздорный человек при коммуникации нетерпелив, несдержан и возбужден, не слушает доводов противоположной стороны, часто отступает от темы, выходит за ее рамки.

Своим поведением он смущает своих собеседников, раздражает их и неосознанно побуждает не соглашаться с его словами и убеждениями, возражать против них.

Для эффективного общения с ним рекомендуется постоянно оставаться спокойным и «давить» его своей эрудицией, компетентностью и аргументами.

При этом целесообразно добиваться, чтобы коммуникативные решения формулировались его словами, а содержание было вашим, особенно в отношении принципиальных вопросов.

Если общение носит коллективный характер, разумно до его начала обсудить со «вздорным человеком» спорные вопросы, если о них известно заранее.

При общении с ним, чтобы избежать личной конфронтации, полезно также предоставить другим участникам коммуникации возможность опровергать его утверждения, а затем выразить свое мотивированное и носящее характер резюмирования возражение.

Продуктивной бывает и беседа с таким типом тет-а-тет в перерывах между коллективным общением. Это позволяет выяснить истинные причины его поведения, которое вас не устраивают. Когда же общение приобретает конфронтационный характер, лучше его вообще прекратить и возобновить только после того, как страсти остынут.

Наиболее благоприятен для коммуникации человек, относящийся к позитивному типу. Это личность, полностью владеющая своими эмоциями, достаточно контролирующая свое поведение, речь и действия, добродушная и не злобливая. С ней обычно нет проблем, когда имеет место дискуссия.

При коммуникации бывает полезно следить за тем, чтобы другие ее участники были согласны с ее позитивным подходом. Хорошо использовать такого человека и его позицию, когда возникают разногласия с другими участниками коллективного общения.

Общение со «всезнайкой» чаще всего доставляет мало удовольствия. Она не только «все знает», но и всегда требует внимания к своим словам, Что бы поделиться «выпирающими» из нее познаниями с другими, даже если те к этому не расположены.

При контакте с такой личностью следует почаще напоминать ей, что другие тоже не дураки и вправе иметь другую точку зрения или мнение и имеют право их беспрепятственно высказывать.

Чтобы «парализовать» чрезмерную активность «всезнайки», если коммуникация носит многосторонний характер, полезно вовлечь в нее всех ее участников, стимулировать их активность. С той же целью разум, но задавать ей сложные или специальные вопросы, на которые она не сможет или затруднится ответить.

При общении с «болтуном» обычно возникает меньше проблем, чем со «всезнайкой», но оно тоже доставляет мало удовольствия. Человек, у которого рот редко закрывается, тем самым, не дает другим участникам возможности высказать свое мнение или свою точку зрения.

Кроме того, такой человек часто отвлекается от основной темы, любит поговорить о себе «любимом», о своих проблемах, в том числе и о тех, которые для других и «выеденного яйца не стоят».

При контакте с «больном» есть смысл, по возможности, прерывать его бесконечный словесный поток, упорно высказывать свое мнение, направлять беседу на основной обсуждаемый вопрос.

Для этого же можно ограничить время общения, выделив для высказываний каждого участника строго определенное время. Когда же коммуникация приобретает односторонний характер, уместно будет прервать «болтуна», ссылаясь на то, что и другие тоже хотят и имеют право высказываться.

«Трусишке» в процессе коммуникации обычно не хватает уверенности в себе, веры в разумность, правильность и своевременность своих высказываний. Он постоянно боится высказывать свое мнение и потому, что опасается, что этим может выглядеть в глазах других глупо или смешно.

Чтобы активизировать его участие в общении, надо попытаться прервать его молчание, проявлять деликатность по отношению к нему, к его поведению, что принесет только пользу.

Стимулировать активность «трусишки» можно и задавая ему вопросы, проявляя различными способами одобрение его словам, помогая ему формулировать свои мысли, выражая признательность за его высказывания.

Пользу приносят и адресованные ему побуждающие и ободряющие слова и словосочетания: «Нас интересует ваше мнение», «Мы ценим ваше высказывание», «В ваших словах обычно все разумно».

Хладнокровный, неприступный собеседник — малоудобный объект для коммуникации, поскольку он обычно замкнут, находится вне ее темы и складывающейся ситуации, а иногда и вообще вне времени и пространства. Или он считает, что все, о чем идет речь, недостойно его внимания, его умственных и прочих способностей.

При общении с таким собеседником не следует раздражаться, а нужно стараться различными способами привлечь его внимание, заинтересовать в беседе, конкретно показать, что он может лично выиграть в результате ее.

Могут возникнуть проблемы и при коммуникации с «незаинтересованным типом», которого вообще мало что интересует, в том числе ее предмет и все что с ней связано. Как поступить в этом случае?! Стараемся различными способами выяснить сферу его интересов и прилагаем старания к тому, чтобы как-то увязать ее с обсуждаемым вопросом. Может дать позитивный результат и придание общению интересной и занимательной словесной формы, задавание побудительных вопросов, использование невербальных средств выразительности.

Есть свои трудности при коммуникации с лицами, которые относятся к типу «важная птица». У них нет недостатка в гоноре, в том числе, когда для этого нет никаких оснований. Они обычно ведут себя как индивиды, стоящие выше других в социальном и в ином плане и вынужденные проявлять к ним внимание.

Такую личность следует осаживать, но, по возможности, вежливо и тактично, не позволять ей изображать из себя оракула, обращать ее внимание на то, что другие тоже «не лыком шиты».

Полезно бывает и недопущение критики и недоброжелательных отзывов с ее стороны в отношении присутствующих и отсутствующих лиц. Возможно, и частичное признание справедливости и разумности ее высказываний, но необходимо обращать внимание при этом на то, что по данному вопросу есть и иное мнение.

«Почемучка» — тоже не подарок для коммуникации. Она отличается тем, что склонна все время задавать вопросы, причем не только те, которые имеют для этого основания.

Противоположной стороне они надоедают и она в связи с этим иногда начинает горячиться и высказывать свое недовольство. Самое разумное в этой ситуации — реагировать только на те ее вопросы, которые имеют отношение к рассматриваемой теме, и оставлять без внимания остальные.