Билет 18. Понятие, структура и классификация органов государства.

Государственный орган — это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями. Государственный орган, это первичный и важный структурный элемент государственного аппарата.
Признаки:
1. Хотя государственный орган и обладает определённой автономией, но он всегда часть единой системы.
2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и государственным органом, права и обязанности (компетенция) служащих строго определённы законом. Содержание государственных служащих лежит на обществе.
3. Органы государства имеют внутреннюю структуру, различные подразделения, ведомства, но все они скреплены единой целью.
4. Государственные органы обладают определённой компетенцией — властными правомочиями (которые складываются из совокупности прав и обязанностей). Компетенция обусловлена предметом ведения (задачи и функции).
5. Государственные органы обладают властными полномочиями, которые выражаются: а) возможности издания нормативно-правовых актов или актов применения права; б) в обеспечении выполнения нормативно-правовых актов путём использования методов принуждения.
6. Органы государства имеют определённую материальную базу, финансы, счёт, источники финансирования.
7. Активно участвуют в реализации функций государства.
Классификация органов государства:
По способу возникновения:
1. Первичные органы — никакими другими органами не создаются, такие органы получают властные полномочия непосредственно от избирателей.
2. Производные органы — создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.
По месту в иерархии государственного аппарата:
1. Центральные.
2. Региональные.
3. Местные.
По широте компетенции:
1. Органы общей компетенции — решают широкий круг вопросов (правительство).
2. Органы специальной (отраслевой) компетенции — специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).
По способу формирования:
1. Избираемые — для них характерно выборности и сменяемость.
2. Назначаемые — при назначении к кандидату выдвигаются более жёсткие профессиональные требования. Характерно отсутствие ограничений на сроки пребывания в должности.
По порядку принятия решений:
1. Единоличные — органы принимают решение путём самостоятельного императивного волеизъявления.
2. Коллегиальные — такие органы принимают решение большинством граждан, уполномоченных на то законом.
Предложенные выше классификации органов публичной власти систематизируют теоретические знания о них, но не позволяют на практике образовать систему этих органов. Это позволяет сделать только теория разделения властей:
1. Законодательная власть. Цель данной власти — издание законов. В данной ветви публичной власти отсутствуют властная иерархия и система административного подчинения.
2. Исполнительная власть. Главная цель — исполнять законы принятые законодательными органами. В системе органов исполнительной власти существует единая вертикаль органов власти, административное подчинение нижестоящих органов вышестоящим.
3. Судебная власть. Цель — установление истины в юридическом смысле слова.
4. Учредительная власть. Функции публичной власти могут быть осуществлены народом непосредственно в форме не только референдума и выборов, но и учредительных органов публичной власти (собрания, конференции, сходы граждан). В итоге этими формами непосредственной демократии принимаются основополагающие нормативно-правовые акты.
5. Контрольная власть. Цель выделения этой ветви власти в качестве самостоятельной — обеспечить независимость входящих в нее органов от иных ветвей публичной власти. Во многих странах мира эту ветвь государственной власти образуют прокуратура, счётные палаты, иные контрольные органы.

6. Информационная власть. Средства массовой информации.