Понятие общества и социальной власти

Социальная власть возникает вместе с человеческим обществом как его неотъемлемый и необходимый элемент. Причины ее появления коренятся: в потребности самосохранения социума, необходимости продолжения рода человеческого, объективной неоднородности социальной структуры любого общества, коллективном (общественном) характере труда, персональных преимуществах людей в определенной сфере жизни. Важное значение имеет психологический фактор, суть которого состоит в том, что некоторые люди по своей природе склонны к доминированию над другими людьми. В то же время есть люди, которые чувствуют себя более комфортно и спокойно, когда ими руководят.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отно­шения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Большой вклад в развитие теории социальной власти внес М. Вебер, который понимал власть как способность субъекта утверждать в сфере социальных отношений собственную волю, не­смотря на сопротивление. Суть власти и заключается в способности навязывать другим свою волю и соответствующее этой воле поведение.

Социальная власть весьма сложна по своей структуре. Прежде всего следует различать два ее основных вида: политическую и неполитическую. Первая охватывает государственную (законодательную, исполнительную и судебную), партийную, власть общественно-политических организаций и движений. Вторая включает в себя личную, семейную, общественных организаций, власть неформальных лидеров, объединении, групп.

Социальная власть предопределяется экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учета которой невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть в действии означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой — подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности или личности (группе лиц), воля которой в ней воп­лощена. Бессубъектной, т. е. никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие "властвующий субъект" — первоисточник, пер- воноситель власти.

Власть невозможна без объектов воздействия — индивидов, их объединений, групп, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают (непосредственно общественная власть), но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.

Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять значение и других ее структурных элементов, в частности силы. Речь идет не о физической силе, хотя власть способна проявлять себя и таким образом, а о силе в социальном смысле ("сила закона", "сила привычки"). Социальная власть может быть слабой, но лишенная силы, она превращается в фикцию, так как неспособна претворить властную волю в жизнь.

Власть бывает сильна поддержкой, доверием широких масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе обман и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно- материальные источники силы — органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Социальная власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений — властеотношениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Властеотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью и организованностью.

Таким образом, представляется возможным дать определение власти с двух позиций. В субъективном плане власть — это способность и реальная возможность субъекта осуществлять, а в необходимых случаях — навязывать свою волю другим людям. В объективном значении власть — это система отношений подчинения одних субъектов (подвластных) воле других (властвующих) при помощи силы авторитета, закона, при­нуждения. Определяющая черта власти — способность властвующих субъектов навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования.

Вебер различал следующие легитимные (одобряемые) основания господства властвующих субъектов: традиционное; харизматическое; легальное.

Традиционное господство опирается на священность издревле сложившегося порядка, на силу вековой привычки. Господство харизматическое легитимируется не привязанностью к традиции, т. е. к тому, что давно устоялось и стало обычным, а, напротив, "авторитетом виеобычного личного дара" (харизмой). Однако при всем различии традиционного и харизматического видов господства их все же объединяет личный характер отношений между властвующим и подчиненными субъектами. Только мотивом личной преданности харизматику (государю, вождю, лидеру) является не традиция, а яркое эмоциональное чувство, вера в его необычный дар, желание не расставаться с подобным чувством.

Легальное господство предполагает подчинение не личностям, а общим правилам (нормам), установленным законом, перед которым все без исключения равны. По мысли М. Вебера, легальное (рациональное) господство не имеет ценностной (традиция, харизма) опоры, поэтому оно не столь мощно легитимируется, как первые два вида. И все же легальное господство более надежно и менее подвержено субъективизму.

Некоторые политологи основой легитимности власти считают ее сакральность, т. е. таинственность, мистичность.