Введение.

Понятие о социальной экологии.

Предметом изучения в социальной экологии (социоэкологии) являются проблемы взаимоотношений человеческого общества и окружающей среды.

После промышленной революции 17-18 вв.:

1) на смену ручному труду пришло машинное производство, развитие предприятий, активизировался процесс урбанизации;

2) В 19-20 вв. энергетика, основанная на минеральном топливе, вызвала заметный дисбаланс в химическом и тепловом состоянии биосферы, так как в окружающую среду, с каждым годом увеличиваясь, стали попадать огромные массы вещества и энергии , накопленные в биосфере на протяжении многих сотен миллионов лет.

После НТР середины 20 века появилась насущная необходимость в развитии новой отрасли экологии – социоэкологии.

Предмет социоэкологии - система “человеческое общество-природа”, или “социоэкосистема”,

при этом человеческое общество рассматривается как часть целого (биосферы).

Социоэкология включила новые в экологии понятия: урбоэкология, геоэкология, агроэкология, экологическая культура, экологическое образование , экологическое воспитание, экологический менеджмент, экологический аудит, экологическая экспертиза, экологическое право, экологизация экономики, инженерная экология (в частности, экологическая техника и технология), устойчивое развитие территорий, экология человека (в том числе экология здоровья и рекреационная экология) и др.

Началом социальной экологии можно считать первые доклады римскому клубу в 1972 -1974 гг , в том числе доклад “Имитационные математические методы” (проф. Д.Форстера, Массачусетский Технологический Институт, США). Его книга “Мировая динамика” была первой попыткой прогноза многокомпонентных глобальных процессов.

В этой научной работе впервые были учтены экологические составляющие: конечный характер минеральных ресурсов и ограниченные возможности среды поглощать и нейтрализовать отходы человеческой деятельности. Учёт экологических факторов сделал прогноз из оптимистического пессимистическим. В докладе впервые была спрогнозирована неизбежность нисходящей линии развития человеческого общества к концу 1 трети 21 века. Выводы Форстера были подтверждены выводами проф. Медоуза ( «Пределы роста», 1972 г), Месаровича и Пестеля («Человечество у поворотного пункта».1974 г). Впервые в науке была поставлена проблема возможности близкого конца цивилизации. Возникла потребность в науке, которая могла бы тщательно проанализировать и разрешить эту проблему. Этой наукой и стала социальная экология.

Социальная экология - область знания, являющаяся дальнейшим развитием общей экологии. Преддверием социальной экологии были работы чикагской школы социологов в 20-х гг ХХ-го века , когда возникла необходимость учёта специфики воздействия урбанизированной среды на жизнь и поведение людей. В настоящее время основной задачей социоэкологии является изучение взаимодействия общества с глобальной природной средой во всём многообразии её антропогенных преобразований, чтобы разработать теорию совместимости общества с природной средой его существования.

Связи социальной экологии с другими науками показаны в таблице 1:

Таблица 1. Связи социальной экологии с другими науками.

Наука Связанный с различными науками аспект социальной экологии
Биология Общая экология
Медицина Экология человека
Химия Биогеохимия
Технические науки Экотехника и экотехнология
Юриспруденция Экологическре право
Геология Инженерная экология
География Геоэкология
Экономика Экономика природопользования, устойчивое развитие
Социология Устойчивое развитие

 

В ХХ веке в эволюции биосферы начался техногенный этап, всё более переходящий в непримиримое противоречие с её естественным развитием как системы, обладающей свойством жизнеобеспечения населяющих её организмов.

Постепенно в процессе развития технической цивилизации возникло противоречие между безграничными возможностями человеческой деятельности и ограниченными возможностями биосферы.

Вся история развития технической цивилизации представляет собой последовательное преодоление человеком естественных ограничений с помощью всё более совершенных технических средств, переходя от использования одних веществ к другим, от использования одного вида энергии к другим , одного вида носителей информации к другим . При этом естественным ограничением являются возможности биосферы.

Важнейшими и глобальными последствиями развития технической цивилизации (то есть развития техносферы, как части биосферы) явились:

1) процесс урбанизации;

2) процесс загрязнения и изменения биосферы в результате комплексных воздействий на неё (химической и физической природы) развивающейся технической цивилизации, процесс деградации ландшафтов и водоёмов;

3)процесс истощения живых и минеральных природных ресурсов;

4) процесс изменения состава и свойств биосферы в неблагоприятную для человека и всей живой природы сторону;

5) процесс деградации человека, как вида Homo sapiens;

6) глобальный и комплексный эколого-социально-экономический кризис, то есть кризис человеческой цивилизации.

Особое место в истории социальной экологии занимает имя великого российского

учёного В.И.Вернадского (1863-1945), который создал учение о биосфере и ноосфере.

По мнению академика В.И. Вернадского. преодоление этого кризиса возможно в ноосфере, понятие о которой было им разработано (Вернадский, 1967). Ноосфера – по В.И.Вернадскому – высшая стадия развития биосферы, при которой решающей силой явится разумная человеческая деятельность. По его мнению биосфера - это целостная система, функционирующая как единый организм . По его мнению, человечество и природная среда образуют единую систему - ноосферу. В перспективе, как полагал В.И. Вернадский, между человеческой цивилизацией и природой может быть достигнута гармония. Ноосфера - ”такого рода состояние биосферы , в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека , как новая небывалая на планете геологическая сила”.