В. Осознание своей деятельности

Общие вопросы:

1. Что ты любишь больше всего делать? Почему? А что еще ты любишь делать? Почему? И т. д.

2. Что у тебя лучше всего получается?

3. Что у тебя хуже всего получается?

По всем вопросам проводится беседа, выясняется, почему ребенок отвечает именно так, что позволяет вы­яснить особенности осознания своей деятельности при та­ких общих вопросах.

Конкретные вопросы.

Экспериментатор просит ребенка рассказать все, что дети делают дома, в детском саду, в школе. Помогает ему вспом­нить разные дела и занятия. После этого взрослый спраши­вает, что из перечисленного ребенок любит больше всего (меньше всего), и просит обосновать свой ответ. Взрослый задает также и альтернативные вопросы: «Что ты больше любишь — убирать или дежурить, занятия или играть?» и т. д. Предлагаются альтернативные вопросы, и тогда выяс­няется, почему ребенку нравится делать одно и не нравит­ся делать другое. В ответах ребенка обращается внимание на то, как он обосновывает свое позитивное или негативное отношение. Например, нравится лепка потому, что как хочешь, так и сделаешь; математика — потому, что нужно отвечать как следует; конструирование — потому, что люб­лю руками делать, а на других занятиях надо думать, это я не люблю; не нравится «Родное слово» потому, что стес­няюсь перед всеми ребятами придумывать рассказ.

После такой беседы экспериментатор по очереди на­зывает каждое из занятий, спрашивая ребенка, нравится ли ему этим заниматься. И опять-таки просит обосновать,


почему что-то нравится или не нравится. Затем ребенка спрашивают, какие игры он больше любит, почему, ка­кое из домашних дел ему нравится.

В ответах ребенка фиксируется устойчивость предпоч­тений определенных видов деятельности, выявляются последовательность дел — от наиболее предпочитаемых к наименее, степень осознания предпочтений и их причи­ны, осознание ребенком своих возможностей, трудностей (т. е. осознание соотношения между «Я» идеальным и «Я» реальным). Полученные в беседе данные сопоставляются с особенностями реальной деятельности, выявленными с помощью наблюдений и анализа поведения ребенка в группе, характеристик воспитателей и родителей и по дан­ным специальных экспериментов (см.: «Приложение», раздел IV).