Необходимость в сертификации открытых ключей
Открытый ключ потому и называется открытым, что он доступен каждому из партнеров владельца закрытого ключа. Если при обращении от партнера Anna к партнеру Bella требуется защищенный канал связи, то партнер Anna может воспользоваться открытым ключом партера Bella. В этом случае он может быть относительно уверен, что в канале связи сообщение не может быть перехвачено. Но остается открытым вопрос, а ведет ли этот “канал” действительно к партнеру Bella?
Есть очень простой прием подмены открытого ключа с целью создания ложного канала связи. Допустим, сторона Charly желает перехватить чужие данные. В этом случае она может с помощью средства ЭЦП создать себе пару ключей и опубликовать открытый ключ якобы от имени партнера Bella. Тогда все сообщения от партнера Anna к партнеру Bella будут легко перехватываться и читаться стороной Charly, причем ни Anna, ни Bella не будут даже догадываться о том, что Charly участвует в “договорных” отношениях.
Мы привели лишь простейшую форму злоупотребления, основанного на том, что, хотя в открытом ключе и приводятся данные об его владельце, в нем нет средств, удостоверяющих, что эти данные подлинные. Без разрешения этого вопроса механизм ЭЦП не может быть использован ни в электронной коммерции, ни в электронном документообороте.
Значительная часть государственных законодательных актов, относящихся к электронной цифровой подписи, электронной коммерции и электронному документообороту, посвящена механизму удостоверения личности владельца открытого ключа. Во всех случаях этот механизм основан на том, что вводится (назначается) дополнительная сторона, удостоверяющая принадлежность открытого ключа конкретному юридическому или физическому лицу.
Кто именно имеет право удостоверять открытые ключи, когда и как, в законодательствах различных государств решается по-разному. В частности, это может быть государственный орган или организация, уполномоченная государством для ведения данной деятельности. Возможно, что для внутреннего документооборота предприятия эту функцию можно поручить лицу, назначенному руководством, а для документооборота внутри ведомства — уполномоченному подразделению.