Протоколы входящей и исходящей почты

Как и всякая сетевая служба, электронная почта реализуется с помощью пары программ и протокола взаимодействия между ними. Со стороны Интернета работает программа-сервер, а со стороны потребителя — программа-клиент. Характерная особенность электронной почты, отличающая ее от других служб Интернета, состоит в том, что ее работа основана на двух прикладных протоколах. Один используется для отправки исходящих сообщений, а другой — для получения входящей корреспонденции. Соответственно, со стороны Интернета работа электронной почты обеспечивается двумя серверами: сервером исходящих сообщений и сервером входящих сообщений. Сервер входящих сообщений очень часто называют просто “почтовым ящиком”.

Необходимость в наличии двух разных протоколов связана с требованиями безопасности. Например, при отправке сообщений обычно не нужна строгая процедура идентификации отправителя. С аналогичным явлением мы сталкиваемся и в обычной почте, когда для отправки письма достаточно бросить конверт в любой почтовый ящик. Служба исходящих сообщений основана на протоколе SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простейший протокол передачи почты) и со стороны Интернета обеспечивается серверами SMTP.

С входящими сообщениями дело обстоит иначе. Для получения сообщения клиент должен предъявить определенные права. В обычной почте клиент либо предъявляет документ в почтовом отделении (при получении заказной корреспонденции), либо должен иметь ключ от собственного почтового ящика (ключ — это механическое средство идентификации личности). Фактически служба входящих сообщений электронной почты выполняет роль почтового отделения. Она проверяет права клиента на основании его регистрационного имени и пароля, после чего поставляет ему корреспонденцию, накопившуюся в “почтовом ящике”. Наиболее распространенным протоколом этой службы является протокол РОРЗ (Post Office Protocol 3 — протокол почтового отделения, версия 3).