Поисковые каталоги

Поисковые каталоги устроены по тому же принципу, что и тематические каталоги крупных библиотек. Обратившись к поисковому каталогу, мы находим на его основной странице сокращенный список крупных тематических категорий, например таких, как Экономика и предпринимательство (Business & Economy), как показано на примере поискового каталога Yahoo! (рис. 7.6).

Каждая запись в списке категорий — это гиперссылка. Щелчок на ней открывает следующую страницу поискового каталога, на котором данная тема представлена подробнее, например по предметам: Предпринимательское право, Защита прав потребителей, Экономические показатели и индикаторы рынка, Реклама и маркетинг, Электронная коммерция и мн. др. Щелчок на названии темы (например Электронная коммерция) открывает страницу со списком разделов (Электронные платежные системы, Интернет-магазины, Налогообложение предприятий электронной коммерции, Программное обеспечение и т. д.). Продолжая погружение в тему, можно дойти до списка конкретных Web-страниц и выбрать себе тот ресурс, который лучше подходит для решения задачи.

Работа с поисковыми каталогами интуитивно проста. В них поиск информации практически всегда завершается более или менее плодотворно. Однако за этой простотой скрывается высочайшая сложность создания и ведения каталога. Поисковые каталоги создаются вручную. Высококвалифицированные редакторы лично просматривают информационное пространство WWW, отбирают то, что по их мнению представляет общественный интерес, и заносят адреса в каталог. Крупнейшим поисковым каталогом мира является каталог Yahoo! (www.yahoo.com). Его обслуживают порядка 150 редакторов, но и при этом общий объем каталогизированных Web-ресурсов составляет чуть более миллиона Web-страниц, то есть менее десятой доли процента от всех ресурсов WWW.

Несмотря на столь низкий коэффициент охвата, поисковые каталоги пользуются огромной популярностью. Их принято использовать для первичного, реферативного поиска информации по заданной теме. Если для пользователя тема является совершенно новой и неисследованной, то он вряд ли нуждается в расширенных результатах поиска. Прежде всего ему нужны указатели на классические, наиболее содержательные ресурсы, а именно это и обеспечивают поисковые каталоги. Человеческий фактор, связанный с тем, что над составлением каталога работают люди, а не программы, обеспечивает качественный отбор наиболее важных ресурсов по каждой из тем.

Количество поисковых каталогов в мире сравнительно невелико. Это связано с высокой трудоемкостью их содержания и обслуживания, а также с недостатком квалифицированных кадров редакторов. Крупнейший поисковый каталог мира мы уже назвали, а крупнейший поисковый каталог России — “Атрус” (atrus.aport.ru)