Достоевский как журналист

 

Сначала суперкороткий вариант для ленивых:

Русский писатель в публицистике всегда был фигурой знаковой, в условиях ограничения политических свобод литература и публицистика оставались едва ли не единственным пространством для высказывания. В ряду таких имен, как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, стоит и имя Ф.М. Достоевского.

Достоевский - культовая фигура русской журналистики девятнадцатого века. Помимо писательской популярности, как автора блестящих романов, Достоевский достиг серьезных успехов в журналистской деятельности, как автор статей, редактор и издатель. Мысли, донесенные им посредством периодической печати, актуальны и по сей день. Знакомство Достоевского с журналистикой началось с первой публикации - перевода романа Бальзака "Евгения Гранде" в журнале "Пантеон" (1844 г.). Сблизившись после написания дебютного оригинального произведения ("Бедные люди") с Григоровичем и Некрасовым, Достоевский в 1845 г. совместно с указанными авторами составил анонимное программное объявление к альманаху "Зубоскал".

Одновременно с публикацией художественных произведений в 1840-е годы Достоевский пробовал себя в качестве фельетониста: цикл социально-психологических фельетонов "Петербургская летопись" был написан им в 1847 г. для газеты "Санкт-Петербургские ведомости". Арест в 1849 г. надолго прервал участие писателя в журналистике, к которой он вернется лишь в начале 1860-х.

В 1860 г. Ф.М. Достоевский и его старший брат М.М. Достоевский - посетители "вторников" А.П. Милюкова, на которых собирался круг авторов журнала "Светоч".

В 1864-1865 гг. Ф.М. Достоевский совместно с М.М. Достоевским - редактор, а также деятельный участник журналов "Время" и "Эпоха", работающий практически во всех журнальных жанрах.

После закрытия в 1864 г. "Эпохи" Достоевский на несколько лет оставляет журнальную деятельность для усиленного труда над созданием художественных произведений, в том числе романа "Бесы", в котором художественной рефлексии подвергнуты многие реалии 1860-х, в том числе связанные с публицистической деятельностью писателя.

С 1872 г. по просьбе кн. Мещерского, издателя консервативной газеты-журнала "Гражданин", Достоевский - действующий редактор этого издания. В 1874 г. он оставит эту должность, однако и позже (1876-1877) будет сотрудничать с "Гражданином", украшением которого стал уникальный "моножурнал" Достоевского - "Дневник писателя" (выходил в 1873-1877).

Псевдонимы: Д.; Друг Козьмы Пруткова; Зубоскал; -ий, М; Летописец; М-ий; М-ий, Н.Н.; Пружинин, Зубоскалов и Ko; Ред.; Ф.Д.; N.N.

 

Дальше – то же самое, но гораздо подробнее:

К середине 1840-х годов переводческая деятельность широко распространилась и получила признание. Неизвестно, были ли у Ф.М. Достоевского более ранние опыты, но в конце 1843 года он заканчивает перевод романа О. де Бальзака «Евгения Гранде».

Весною 1945 года, после десяти месяцев напряженной работы, Достоевский заканчивает свою первую повесть "Бедные люди". Рукопись прочитал Некрасов, собиравший в то время материал для альманаха. Со словами «Новый Гоголь явился!» Некрасов передал рукопись В. Г. Белинскому, и к вечеру застал его уже в «восторженном и лихорадочном состоянии».

Достоевский был принят в кружок Белинского, познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И. И. Панаевым. Он, по его позднейшему признанию, «страстно принял все учение» критика, включая его социалистические идеи. В 1845 году, совместно с Григоровичем и Некрасовым, составил анонимное программное объявление к альманаху «Зубоскал». Но вскоре наступило охлаждение в отношениях Достоевского с критиком, т.к. последнего не слишком восхищали последующие литературные работы Федора Михайловича.

В 1846 году Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых, в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Среди участников были, также, А. Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович, студент-восточник А.В. Ханыков, доктор Янковский и другие.

В начале 1847 года Федор Михайлович окончательно расходится с Белинским. С апреля по июль публикует в «Санкт–Петербургских ведомостях» четыре социально-психологических фельетона, под рубрикой «Петербургская летопись». А весной начинает посещать «пятницы» Петрашевского.

Главными темами обсуждений, на журфиксах Петрашевского, были в то время крепостное право, реформы суда и печати. В связи с этими практическими заданиями читались доклады об утопическом социализме, атеизме, борьбе с цензурой, общественном суде, семье и браке.

Но в 1848 он вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым, которое ставило своей целью «произвести переворот в России». И, несмотря на некоторое сомнение, весной этого года Достоевский и Плещеев предлагают выделиться из состава пятниц и открыть «свой салон» - не политический, а литературно-музыкальный. Запроектирован выпуск альманаха или журнала.

В этой атмосфере происходит первое перерождение убеждений Достоевского. В феврале 1849 года начались еженедельные собрания кружка – постоянные встречи Спешнева с Достоевским. Так Достоевский окончательно попадает в ряды политических конспираторов, и мучительно переживает этот коренной перелом своей жизни.

15 апреля состоялось самое знаменитое собрание петрашевцев. В пятницу 22 апреля 1849 года состоялось последнее собрание Общества пропаганды, в котором также состоял Достоевский. Обсуждались очередные задачи современной литературы. Петрашевский призывал писать в духе передовых идей.

23 апреля 1849 года Достоевского арестовали. До ареста в 1849 г. Достоевский написал 10 повестей, кроме разных набросков и незаконченных вещей. "Роман в 9 письмах" был напечатан в "Современнике" в 1847 году. Все остальные в "Отечественных Записках": "Двойник" и "Прохарчин" - 1846 год; "Хозяйка" - 1847 год; "Слабое сердце", "Чужая жена", "Ревнивый муж", "Честный вор", "Елка и свадьба", "Белые ночи" - 1848 год; "Неточка Незванова" - 1849 год. Последняя повесть осталась неоконченной. Следствие, приговор, каторга.

22 декабря 1849 Федор Михайлович вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. Но в самый последний момент, по резолюции Николая I, казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Это был поистине переломный момент в жизни писателя.

С января 1850 по 1854 Достоевский отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. По окончании срока каторжных работ (15 февраля 1854 г.) Достоевский был определен рядовым в сибирский линейный батальон № 7 в Семипалатинске.

Весной, 18 апреля 1857, писателю было возвращено: потомственное дворянство и право печататься. Во второй половине декабря 1860 года он получил право вернуться в Петербург, к концу года выходит первое двухтомное собрание сочинений Ф.М. Достоевского, изданное в Москве П.А. Основским.

После ссылки, Фёдор Михайлович хочет поведать всему миру, какой у него взгляд на окружающий мир и что он уже не думает так, как думал до каторги в кружке петрашевцев.

Достоевский начинает посещать кружки А.П. Милюкова, являющегося главным редактором журнала «Светоч». У него на дому собирались сотрудники журнала и друзья, среди которых: А.Н. Майков, В.В. Крестовский, Д.Д. Минаев, Н.Н. Страхов, доктор С.Д. Яновский, Аполлон Григорьев, Я.П. Полонский, Л.А. Мей, Г.П. Данилевский, М.И. Семевский.

Направление кружка сложилось под влиянием французской литературы и определялось политическими и социальными вопросами. Господствовала теория «служения современной минуте», а художник должен был исполнять роль наставника и руководителя общества. Федор Михайлович разделял эти позиции и, вскоре, члены милюковского кружка стали собираться в кабинете Михаила Достоевского, где и образуется редакция журнала «Время».

 

Журнал «Время» (1861-1863)

С сентября 1861-го до лета 1863 года Ф.М. Достоевский проживал в доме 61 на Малой Мещанской по Екатерининскому каналу (бывший дом Астафьевой). Здесь были закончены «Записки из Мёртвого дома», и здесь, в его квартире, с 1861 по 1865 год, помещались редакции журналов «Время» и «Эпоха».

Чернышевский и Некрасов одобрили новый журнал. А Дудышкину и его «Отечественным запискам», а также «Русскому вестнику», и «Московским ведомостям» и «Москвитянину» - не очень. Такое противостояние будет продолжаться вплоть до самого закрытия журнала, пока журнал не столкнётся с государством.

Официально, редактором нового литературно-политического обозрения был брат Михаил, он принимал на себя и всю деловую часть. Но фактическим редактором стал Федор Михайлович. Под его идейным руководством, журнал двигается по новому направлению, получившему название - почвенничество.

Программа почвенничества опиралась на идеалистическое понимание истории, романтический взгляд на русскую действительность и славянофильское учение о смирении русского крестьянства. Она принимала слагавшуюся монархию как наиболее прогрессивную форму правления для своей страны, отрицая революционные методы преобразования России. Фёдор Михайлович надеялся на интеллигенцию, которая оторвалась от «почвы», но которая должна была, по мнению писателя, сблизиться с народом и тем самым нравственно совершенствоваться.

И Достоевский со страниц «Времени», не боясь, спорил о правильности этого особого, именно для России, пути. В дальнейшем он полемизировал на эту тему в журнале «Эпоха», «Гражданин», а также на страницах своего «Дневника».

Несомненной заслугой журнала было признание русской литературы залогом великой исторической будущности создавшего ее народа.

За два с половиной года в журнале был напечатан ряд выдающихся произведений. «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома», а также «Зимние заметки о летних впечатлениях», а также следующие известные произведения: «Женитьба Бальзаминова» и «Грех да беда на кого не живет» А.Н. Островского; начало поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» («Смерть Прокла») и его стихотворение «Крестьянские дети»; «Недавние комедии» и «Наш губернский день» Салтыкова; «Зимний вечер в бурсе» и «Бурсацкие типы» Помяловского; «Очерки из простонародного быта» А. Левитова; «Хозяин» Никитина. Стихотворения Майкова, Я. Полонского, Плещеева, Мея, Апухина, Василия Курочкина. Путевые записки Григоровича; «Мои литературные и нравственные скитальчества» А.А. Григорьева; переводы из Э. По, Виктора Гюго, а также широкий круг произведений малоизвестных и начинающих авторов. И с первых же своих выпусков журнал начинает публиковать историю манчестерских рабочих – первый русский перевод пролетарского романа «Мери Бартон. История манчестерской жизни» Элизабет Гаскел.

Критический отдел журнала стал сферой формулирования его «нового слова» в литературе – «почвенничества», или «русского направления», как называла его редакция. Как критик и публицист, Достоевский ведет полемику с крупнейшими журналами по самым разнообразным вопросам.

Первые столкновения были с журналом «Русский вестник», носившим в то время еще умеренно-либеральный характер. В начале 60-х Катков увлекается английским государственным правом и после поездки в Англию становится поборником ее политических убеждений. Появляется либеральствующий критицизм к духовному достоянию своей отсталой страны. В 1861 году он заявляет, что русская литература – «маленькая, скудная, едва начавшая жить, едва выработавшая себе язык».

Достоевский ответил сокрушительным возражением: «она совсем не скудная: у нас Пушкин, у нас Гоголь, у нас Островский. Преемственность мысли видна в этих писателях, а мысль эта сильная, всенародная.… Неужели «Русский вестник» не видит в таланте Пушкина могущественного олицетворения русского духа и русского смысла?..»

Большой интерес в цикле статей «Времени» представляет своеобразная беседа об искусстве, которую редактор журнала вел в 1861 году с Добролюбовым, являвшимся сторонником утилитаризма в русской эстетике. Противоположной его точки зрения придерживался Фет, будучи сторонником чистой красоты. Достоевский же заявляет о своей – третьей – позиции, независимой и всеобъемлющей. Он выступает за вольную поэтику, за свободное творчество, за искусство бесконечных устремлений и неограниченных возможностей, приносящее высшую пользу человечеству. «И потому первое дело: не стеснять искусство разными целями, не предписывать ему законов…. Идеал красоты, нормальности у здорового общества не может погибнуть… Красота полезна потому, что она красота, потому что в человечестве – всегдашняя потребность красоты и высшего идеала ее».

Журнал возражал и К. Аксакову, оспаривая мысли статьи «Публика — народ» о крайней противоположности идеалов и привычек народа и привилегированной части населения, господ. А Салтыков-Щедрин и Антонович в «Современнике» не раз выступали против непоследовательности позиции «Времени», консервативности ряда пунктов его социальной программы, отрицания необходимости борьбы.

Большое место в журнале отводилось французской уголовной хронике, мастерски обработанной в редакции; в статьях затрагивались вопросы воспитания молодежи; имелись отделы внутренних новостей и иностранных известий.

Существенную роль в журнале играл критик-идеалист Н.Н. Страхов, который с согласия издателей защищал некую особую самобытность русского народа, развивал идеи так называемого почвенничества в противовес западничеству, умозрительному западноевропейскому утопическому социализму. Он обвинял «Современник» в беспочвенности, в стремлении привить русскому народу западноевропейские болезни, и хотя почвенники не были однородны по своим взглядам, но их объединяло именно несогласие с революционными демократами.

Вторым человеком, работавшим в редакции и оказавшим решительное влияние на развитие философских воззрений Федора Михайловича, был Аполлон Григорьев. Человек исключительной яркости, подлинных творческих вдохновений и смелого эстетического новаторства. Систему своей критики А. Григорьев называл органической. Программные объявления «Времени» строились на основе любимых идей Аполлона Григорьева, то есть народности, ценностей старорусской культуры, родной поэзии и художественного слова, культа искусства, театра, фольклора, музыки, руководящего значения Пушкина и Островского для современной литературы.

Уже с января 1861 года «Время» вошло в число толстых петербургских журналов и вскоре стало соперничать с самыми популярными периодическими изданиями. Издание сравнялось по количеству подписчиков с «Отечественными записками» и «Русским словом» и заняло третью позицию по отношению к двум абсолютным лидерам – «Современнику» Н.А. Некрасова и «Русскому вестнику» М.Н. Каткова.

В середине мая 1862 года Достоевский нашел в ручке замка своей входной двери революционное воззвание - «Молодая Россия», призывавшее к немедленному социальному перевороту. Этот листок возмутил и расстроил писателя. На фоне пожаров, охвативших в те дни Петербург, «Молодая Россия» прозвучала зловеще. Достоевский решает обратиться к вождю революционной партии – Н.Г. Чернышевскому. Он просил его повлиять на поджигателей, так как допускал, что пожары вызваны именно революционерами.

Дни стояли сухие и жаркие, пламя, с необыкновенной быстротой, перебрасывалось на соседние здания и охватывало целые кварталы. Редакция «Времени» подготовила об этом событии статьи, решительно опровергавшие клевету на «студентов» и «нигилистов» как поджигателей столицы. Обе статьи были запрещены цензурой. Был вызван, для дачи показаний, издатель журнала Михаил Достоевский. Так началось негласное преследование «Времени».

В июне 1862 года Достоевский впервые выезжает за границу. В чрезвычайно быстрых темпах, за каких-нибудь два с половиной месяца промелькнули Берлин, Дрезден, Висбаден, Баден-Баден, Кельн, Париж, Лондон, Люцерн, Дюссельдорф, Женева, Генуя, Ливорно, Флоренция, Милан, Венеция и Вена.

Европа глубоко разочаровала Федора Михайловича. Во «Времени» 1863 года он напечатал «Фельетон за все лето», или листки из путевого журнала по Германии, Италии и Англии, - «Зимние заметки о летних впечатлениях». В них он противопоставляет обычным восторженным описаниям достопримечательностей старой Европы ее темные и страшные явления, традиционным пейзажам и портретам знаменитостей – трагедию большого города с ее разгульной, порочной, одурманенной толпой.

Пожалуй, самым сильным и ценным впечатлением в этой поездки была встреча Достоевского с Герценом и знакомство с Бакуниным.

Уже в начале 1863 года резко изменилась международная ситуация. В ночь на 23 января центральный национальный комитет Польши объявил вооруженное восстание для объявления Речи Посполитой в границах 1772 года. Такие события взбудоражили Россию и вызвали брожения ее внутренних сил. Реакционеры, во главе с Катковым, поддерживали воинствующий Петербург. В либеральных кругах ощущалось скрытое стремление найти компромиссное решение конфликта. А русская революционная мысль открыто высказалась за поддержку дела восставших. Герцен со всей решимостью встал на защиту Польши, в «Колоколе» прозвучал призыв к международной революции: «Мы хотим независимости Польши, потому что мы хотим свободы России».

Редакция «Времени» хранит полное молчание о событиях в течение трех месяцев и, наконец, поручает написать политическую статью Страхову, который ранее никогда не выступал по вопросам международного масштаба. Решено было написать статью не столько в военно-политическом плане, сколько в общефилософском. В своей статье Страхов заявляет о необходимости решать возникшую проблему не оружием, а сопоставляя культуры двух наций. Их соперничество разрешится в пользу России только в том случае, если мы одержим над поляками «духовную победу».

С гневным обвинением выступили «Московские ведомости», упрекая «Время» в неверном решении самого животрепещущего политического вопроса дня. На что Достоевский ответил большой статьей, оправдывающей позицию журнала.

Но «Время» уже решено было закрыть, но никаких репрессий не последовало. И уже в конце января 1864 года Михаилу Достоевскому было разрешено издавать новый журнал.

 

«Эпоха» (1864-1865)

15 ноября 1863 года Михаил Достоевский вновь обращается к министру внутренних дел Валуеву с прошением о разрешении ему выпускать в 1864 году журнал «Правда». Направление определялось как «в полной мере русское», то есть патриотическое и народное. Это означало, что журнал будет придерживаться официального курса.

Правительство разрешило выпуск нового периодического издания, но под другим названием – «Эпоха», и дало это дозволение только в конце января, когда все печатные органы уже успели провести подписку. В таких условиях первый номер «Эпохи» мог выйти только 21 марта, и никаких надежд на годовую подписку уже не было. Это и предопределило скорый крах издания.

В объявлении о журнале «Эпоха» говорилось, что редакция твердо намерена вести журнал в духе «прежних изданий М. Достоевского». Это было продолжение почвенничества, но уже в духе правого славянофильства. Резко осуждалось обличие существующего строя, отвергалась социальная критика, исключалась политическая сатира. Ставилась задача приветствовать своеисторичность России и остерегаться «всестирающей цивилизации» Запада.

За год существования, в журнале были опубликованы произведения Ф.М. Достоевского «Записки из подполья», «Крокодил», И.С. Тургенева «Призраки», Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», а также переводная литература.

Круг сотрудников "Эпохи" поменялся по сравнению с предшествующим журналом. 10 июля 1864 года умер брат Михаил Михайлович, самый близкий человек, главный соратник и помощник Ф. Достоевского. В июньском выпуске печатается статья младшего брата «Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском», а также небольшое дополнение о дальнейшей судьбе журнала, который предполагалось вести по прежнему пути. Ответственным редактором был утвержден один из прежних сотрудников Михаила Михайловича, А. У. Порецкий.

Болезнь и смерть М.Достоевского на некоторое время совершенно остановили издание. Однако новый издатель надеялся, что после небольшого перерыва журнал удастся возобновить. Вышла еще пара номеров, но осенью умирает другой яркий сотрудник «Времени» - Аполлон Григорьев. Меньше чем за полгода работы, в «Эпохе» напечатано несколько его статей о театре, два открытых письма к Федору Достоевскому.

С начала и до конца, вся история второго журнала – это его медленная гибель. «Эпоха» оказалась мертворожденной, и не хватило даже редакторского таланта Достоевского, чтобы новое издание стало столь блестящим, как и первое.

В своем журнале Федор Михайлович стремился проводить консервативную программу, с общей ориентацией на великий творческий идеал - русскую литературу. Но издание не было популярно и финансовые и организационные сложности не позволили «Эпохе» повторить успех «Времени», и издание просуществовало лишь год, скончавшись на тридцатой книжке.

После закрытия "Эпохи" Достоевский на несколько лет оставляет журнальную деятельность для усиленного труда над созданием художественных произведений. С июля по октябрь он снова путешествует по загранице. В 1866 году заканчивает «Преступление и наказание», 4 октября начинает диктовать роман «Игрок». В 68-м выходит в свет его роман «Идиот», а с 1871 по 1872 работает над «Бесами».

 

«Гражданин» (1873 – начало1874) и «Дневник писателя» (1873-1877)

С 1872 году А.Н. Майков и Н.Н. Страхов вводят Федора Михайловича в кружок князя В.П. Мещерского, главы российских консерваторов. Знавший его С.Ю. Витте, в своих воспоминаниях отмечает, что Мещерский пользовался большим влиянием при дворе. В то время Мещерский был занят организацией еженедельника «Гражданин». В журнале работали Майков, Тютчев, Страхов, Победоносцев, Маркевич и Достоевский, а редактором был молодой публицист Г.К. Градовский. Но к осени 1872 года он покинул этот пост, и на его место становится Федор Михайлович.

Работая в «Гражданине», он вырабатывает новую форму публицистики – отклики художника на темы дня. Так создается «моножурнал» Достоевского – «Дневник писателя», выходившем и далее вплоть до 1881 г. В нем автор рассказывает о своих спорах с Белинским, о встрече с Чернышевским, о впечатлениях после прочтения рассказа Лескова «Запечатленный ангел», о своем увлечении социализмом и о многом другом.

Работа в этом чиновничьем, светском органе очень скоро становится для Достоевского невыносимой. Со стороны передовой печати идет резкое осуждение знаменитого писателя за отступничество.

Но «главная горечь» - у Достоевского не хватало времени на писательский труд.

Еще в момент назначения Федора Михайловича редактором еженедельника, третье отделение отказалось «принять на себя ответственность за будущую деятельность этого лица». На журнал Мещерского посыпались административные взыскания за нарушения цензурного устава. В июне 1873 года цензурный комитет привлекает Достоевского к судебной ответственности, а суд приговаривает к штрафу и аресту на военной гауптвахте. Писатель понял это как фактическое устранение от обязанностей в редакции журнала под угрозой его закрытия. 19 марта он подает прошение в главное управление по делам печати об освобождении его от редактирования «Гражданина» из-за ухудшения здоровья.

С января 1875 года в «Отечественных записках» начинает печататься новый роман Достоевского «Подросток». В 1876 году он возобновляет «Дневник писателя», но уже самостоятельным изданием. «Дневник писателя» становится новой формой журнала, в ней Достоевский откликался в публицистической форме на волновавшие его проблемы и события современности. Кроме публицистики, в «Дневнике» выходят художественные произведения в жанре рассказа, очерка, воспоминаний.

Уже критика 70-х годов отмечала высокую ценность «Дневника»: Достоевский достиг больших высот в малом повествовательном жанре, создал новые виды философской и психологической повести («Кроткая», «Сон смешного человека»), фантастического рассказа («Бобок»), очерков современного Петербурга («Столетняя». «Мальчик у Христа на елке»), художественных мемуаров с большими обобщениями и глубокими выводами («Мужик Марей»).

«Дневник» находит признание в отдаленных уголках России. Федор Михайлович получает огромное количество писем, ведет корреспонденцию с незнакомыми лицами, принимает у себя безвестных посетителей, выслушивает исповеди, учит и указывает пути. 2 декабря 1877 года Академия наук избирает его в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности. Он выступает на литературных вечерах с чтением своих произведений или стихотворений великих поэтов, что неизменно вызывает энтузиазм аудитории.

В июле 1878 года начинается работа над эпопеей «Братья Карамазовы». Этот роман подводит итоги всей деятельности писателя, в нем он стремится воплотить все свои заветные мысли, но закончить задуманное Достоевский так и не успевает.