Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Законодательство России об исключительной экономической зоне

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) – находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к ней район, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и минеральных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских исследований и охраны ОС.

Ширина ИЭЗ не может превышать 200 морских миль (более 100 стран установили ИЭЗ шириной 200 миль).

В ИЭЗ все государства пользуются свободой судоходства, пролета воздушных судов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными в международном порядке видами использования моря.

Прибрежное государство обладает в ИЭЗ суверенными правами по управлению рыболовством (с целью содействия оптимальному использованию всех живых ресурсов оно ежегодно определяет свои возможности в отношении вылова живых ресурсов – если не может освоить все само, обязано предоставить рыбакам других государств доступ к излишкам допустимого улова на основе межправительственных соглашений).

Прибрежное государство обязано учитывать традиционные исторические права государств, граждане которых длительное время вели промысел в данной зоне или предприняли значительные усилия по исследованию и выявлению запасов рыб.

Законодательство прибрежных государств предусматривает порядок выдачи разрешений на ведение промысла, использование промысловых судов и оборудования, формы оплаты.

Национальные правила рыболовства определяют (виды промысловых рыб; устанавливают квоту вылова конкретных видов или объем вылова каждого судна в течение определенного времени; устанавливают сезон и районы промысла; определяют разрешенные для использования в зоне орудия лова и типы промысловых судов).

Вылов анадромных видов рыб в зонах национальной юрисдикции осуществляется на основе специального соглашения, заключенного между прибрежными государствами и государством происхождения запасов проходных видов рыб, которое обеспечивает их сохранение путем принятия соответствующих мер по регулированию рыбного промысла в своей ИЭЗ (в случае, когда запасы анадромных видов мигрируют в воды другого государства, такое государство сотрудничает с государством происхождения в сохранении запасов и в управлении ими).

Прибрежное государство, в водах которого запасы катадромных видов рыб проводят большую часть жизненного цикла, несет ответственность за управление этими запасами и обеспечивает мигрирующей рыбе доступ в свои воды и выход из них (промысел катадромных видов рыб в ИЭЗ подпадает под юрисдикцию прибрежного государства).

ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» 1998 (определяет статус ИЭЗ РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ в ее ИЭЗ и их осуществление в соответствии с КРФ, общепризнанными принципами и нормами МП и международными договорами РФ).

РФ в ИЭЗ осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке ИЭЗ.

РФ, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в ИЭЗ, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Виды использования живых ресурсов (вылов (добыча) в научно-исследовательских и контрольных целях, для воспроизводства и акклиматизации, в учебных и культурно-просветительских целях; разведка и промысел; товарное выращивание; искусственное воспроизводство; любительский и спортивный вылов).

Право на использование живых ресурсов в ИЭЗ РФ предоставляется гражданам и ю/л РФ и других государств, иностранным государствам и международным организациям (преимущественное право имеют представители малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, а также население этих регионов в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью).

Охрану ИЭЗ, ее живых и неживых ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, защиты морской среды, экономических и иных интересов РФ осуществляют в пределах своей компетенции специально уполномоченные органы (их должностные лица имеют право останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осуществляющие разведку и промысел живых ресурсов в ИЭЗ, их перегрузку на другие суда, разведку и разработку неживых ресурсов, ресурсные и морские научные исследования, иную деятельность в ИЭЗ).

Должностные лица имеют право:

1) приостанавливать указанную деятельность;

2) задерживать нарушителей и изымать у них орудия лова, оборудования, инструменты, установки, документы и все незаконно добытое в качестве временной меры до вынесения решения суда в целях пресечения нарушения и обеспечения исполнения решения суда;

3) задерживать суда-нарушители при осуществлении указанной деятельности и доставлять их в ближайший порт РФ (также преследовать их по горячим следам);

4) налагать на нарушителей штрафы или предъявлять к ним иски в судах РФ.