Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики: восприятие-творчество-интерпритация произведений искусства.

Компьютерное художественное творчество как часть социокультурной среды. Компьютерная графика и пространство культуры. Целостность и внутренняя дифференциация графической цифровой среды. Компьютер как технологическая база и художественно-графическое пространство. Свойства Возможности компьютера в контексте художественного (педагогического) замысла и его воплощения. Диалоговый и образовательный потенциал компьютерной графики. От восприятия - через творчество - к интерпретации произведений искусства. Интерпретация как интуитивно-эмоционально-логический творческий процесс. Интерпретации художественного образа в процессе компьютерного воплощения. Литературное, художественное, музыкальное, театрально-пластическое творчество - пути интерпретации художественных образов с помощью компьютерной графики. Обогащение личности, накопление новых личностных смыслов в процессе и в результате творчества в области дизайна и компьютерной графики.

Художественный образ – всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание, его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).

Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день» – Л.С. Выготский.

Казалось бы, в этой важнейшей области воспитания компьютерная графика как сфера художественного творчества (Понятие «компьютерная графика» используется также для описания научной дисциплины, изучающей методы создания компьютерных изображений, а также соответствующих программно-инструментальных технологий.) может играть в лучшем случае только второстепенную роль. Действительно, если понимать компьютерную графику так, как это зачастую делается в специальной педагогической литературе, то иного вывода быть не может: «Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем полученные изображения выводят на принтере»

Компьютерная графика всё чаще является той основой, из которой возникает дизайн промышленных изделий, интерьеров и даже природного окружения человека! Прекрасные программы ландшафтного визуального конструирования позволяют подобрать для каждого уголка такую композицию трав, кустарников и деревьев, чтобы она радовала красотой круглый год, успешно развивалась, причиняя минимум хлопот, и дарила максимум удобства и здоровья. Можно смело утверждать, что сегодня компьютерная графика является значимым фактором современной эстетической среды (организации материально-предметного и духовного окружения человека). В этом и заключается первостепенное значение компьютерной графики для эстетического воспитания ребенка. Это остается справедливым даже тогда, когда сам ребенок не имеет непосредственных контактов с инструментарием и технологиями создания и обработки изображений на компьютере. Ему все равно неизбежно приходится усваивать результаты такого творчества. Однако это усвоение может проходить либо под грамотным руководством воспитателей (родителей, учителей), либо самопроизвольно, спонтанно, методом проб и ошибок самого ребенка под хаотичным и беспорядочным влиянием не согласованных между собой элементов социального окружения. В том же случае, когда знакомство с компьютерной графикой выходит на уровень практической деятельности ребенка (игровой и образовательной), организованное воспитательное воздействие становится особенно актуальным.

Общеизвестно, что общение детей с произведениями искусства развивает их эстетические чувства, потребности и способности. Однако для эффективного влияния на процессы художественного восприятия необходимо учитывать возрастные возможности детей, а также психологические условия, способствующие формированию эстетических отношений. Многочисленные данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том поразительном факте, что эстетическое отношение к произведениям искусства в младшем школьном возрасте (несмотря на высокую эстетическую чувствительность детей в целом) сформировано слабо. Подмена эмоционально-эстетического отношения к искусству непосредственно-эмоциональным, утилитарным, познавательным, нравственным и т.д. проявляется как при восприятии художественных произведений, так и в детском художественном творчестве. Констатируется, что дети не имеют адекватных форм общения с произведением искусства, а, следовательно, искусство не может быть полностью использовано как средство эстетического и личностного развития ребенка.

Уже давно была замечена удивительная особенность эстетической деятельности, которая заключается в том, что в художественном творчестве не столько повторяется, сколько преодолевается внутренний и внешний космос человека. Именно поэтому прекрасным может быть не только изображение радости, надежды, здоровья, но и грусти, болезни, отчаяния и т.д. Данная интерпретация искусства, не претендуя на всеобщность и монопольное обладание истиной, доказала свою правомерность и эффективность в области педагогической психотерапии искусством. В творческой деятельности, когда ребенок чувствует себя защищенным, могут воплощаться чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в символической, значимой для ребенка и необычайной для всех остальных форме. В компьютерной графике особенно отчетливо осознается, что рисование - это процесс, идущий изнутри, поэтому ребенка не следует учить, как надо рисовать, ему необходимо помочь осознать, что он рисует. Принятие другого человека и подлинность как выражение своих эмоций являются неоспоримыми достоинствами и уникальной ценностью действий на основе использования компьютерной графики.

http://5ka.su/ref/psihologiya/0_object73430.html