Государственный метрологический надзор

 

Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства из­мерений" (далее Закон) разделил понятия «государственный метрологический контроль» (ГМК) и «государственный метро­логический надзор» (ГМН). К первому относятся процедуры утверждения типа средств измерений, поверки средств измерений, лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, про­даже и прокату средств измерений, а ко второму — процедуры проверок соблюдения метрологических правил и норм, требо­ваний Закона, нормативных документов системы ГСИ, приня­тых в связи с введением Закона, а также действующих ранее и не противоречащих Закону.

От эффективности ГМН зависит достижение основной цели Закона — защита интересов граждан и государства в целом от от­рицательных последствий, вызванных неправильными результа­тами измерений.

Функции ГМН возложены на органы Государственной мет­рологической службы. Для их выполнения необходимо наличие нормативной базы, материально-технического обеспечения и квaлифициpoвaнныx и ответственных кадров. В настоящее время действуют три нормативных документа, регламентирую­щих проведение ГМН разного вида и позволяющих органам Государственной метрологической службы проводить работы по осуществлению ГМН на местах. Основной документ — правила ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государствен­ного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологи­ческих правил и норм». Это наиболее традиционный вид ГМН, не требующий существенной перестройки в работе как государ­ственных инспекторов, проводящих проверки, так и предпри­ятий — объектов надзора.

Основные нововведения в этой деятельности сводятся к следующему: надзор за состоянием и применением средств из­мерений распространяется только на средства измерений, от­носящиеся к сфере распространения государственного метро­логического контроля и надзора. Поэтому первоочередная за­дача каждого предприятия — составить перечень средств изме­рений, относящихся к этой классификационной группе, т.е. подлежащих поверке.

К объектам ГМН относятся аттестованные методики выполнения измерений, т.е. имеющие утвержденный аттестат, свидетельство об аттестации, отчет об аттестации или другой документ, утвержденный в установленном на предприятии по­рядке. Последний должен содержать информацию о том, что методика прошла метрологическую аттестацию и метрологиче­скую экспертизу.

Второй документ по Государственному метрологическому надзору — правила ПР 50.2.003-94 «ГСИ. Порядок осуществле­ния государственного метрологического надзора за количест­вом товаров, отчуждаемых при совершении торговых опера­ций». Имеются в виду операции, при которых материальные ценности переходят из собственности одного юридического (физического) лица в собственность другого, количество этих ценностей определяется тем или иным способом измерений, а цена и стоимость фиксируются. Сфера применения этого вида ГМН довольно широка и относится к любым организациям, занимающимся реализацией продукции.

Нарушением метрологических правил и норм считается не только использование средств измерений и вспомогательного оборудования, не соответствующих утвержденному типу, непо­веренных, с нарушенным клеймом, дающих неправильные по­казания, но и отчуждение (продажа) меньшего количества то­вара по сравнению с засвидетельствованным для продажи (т.е. обвес и обмер) и отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответствует уплаченной сумме (обсчет). Стандарт­ная процедура, необходимая для обнаружения нарушений мет­рологических правил и норм при торговых операциях — кон­трольная покупка — не может осуществляться государственны­ми инспекторами по обеспечению единства измерений само­стоятельно, она возможна только при проведении совместных с Госторгинспекцией проверок. При обнаружении нарушений метрологических требований, не касающихся средств измере­ний, права государственного инспектора ограничиваются возможностью выдачи предписания об устранении нарушений, со­ставления протокола о нарушениях, который должен быть на­правлен в территориальный орган Госторгинспекции для при­нятия мер. Последнее определяется Законом, РФ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за неза­конную торговлю». Этим Законом обмеривание, обвешивание и обсчет потребителей квалифицируются как их обман.

Органы Государственной метрологической службы на местах обычно работают в контакте с местными oрганами Госторгин­спекции при проведении совместных проверок и других меро­приятий, направленных на обнаружение, предотвращение и устранение нарушений метрологических требований при торго­вых операциях, связанных с определением количества отчуж­даемых товаров.

Третьим документом по ГМН являются правила ПР 50.2.004-94 «ГСИ. Порядок осуществления Государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках* любого вида при их расфасовке и продаже». Этот вид Государственного метрологического надзора абсолютно нов для России, в то время как в зарубежных странах он использу­ется широко. Метрологические требования к упаковке делятся на две группы: требования к индивидуальной упаковке и требо­вания к партии товаров в упаковках. Требования к индиви­дуальной упаковке сводятся к тому, что недовложение товара в упаковку не должно превышать допускаемого предела, указанного в нормативной документации на продукцию. Если такая норма не указана, то следует руководствоваться требова­ниями, содержащимися в международном документе МР № 87 МОЗМ «Содержимое нетто в упаковках». Данное требование легко контролируется традиционными способами. Правила ПР 50.2.004-94 вводят единственное дополнение — погрешность определения содержимого нетто фасованного товара в каждой упаковке при осуществлении ГМН не должна превышать 1/5 предела допускаемого отклонения (недовложения).

* Фасованные товары в упаковках — это упакованные товары с указанием на упаковке их количества, которое не может быть изменено без вскрытия или дефор­мации (повреждения) упаковки.

 

Надзор за соблюдением метрологических требований, предъявляемых к партии фасованных товаров в упаковках, — несколько более сложная процедура. Данный вид надзора основан на методах статистического контроля ка­чества с использованием таких понятий, как выборка, среднее арифметическое значение, среднее квадратическое отклонение и т.д. Необходимость расчета таких значений при отсутствии элементарных программируемых вычислительных средств мо­жет вызвать определенные трудности.

Основное требование, предъявляемое к партии фасованных товаров в упаковках: среднее содержимое партии фасованных товаров в упаковках не должно быть меньше номинального ко­личества, указанного на упаковке. Другими словами, если в од­ной упаковке — недовложение, то в другой должно быть «перевложение», а в среднем партия должна соответствовать номинальному количеству, указанному на упаковке. Это очень важное требование, защищающее не каждого конкретного по­требителя, а потребителя как общественную категорию от матери­ального ущерба, который может нанести производитель или расфасовщик фасованных товаров.

Практика показывает, что несоблюдение этого требования наиболее распространено, так как производителю выгодно на­строить технологический процесс расфасовки на нижнюю гра­ницу поля допуска, и при этом до введения ГМН никто его в этом не может уличить. Ущерб, наносимый потребителю, мо­жет оказаться очень существенным, поскольку определяется произведением «среднего недовложения» на количество выпускаемых упаковок и стоимость единицы продукта. Обнаружение такого нарушения может повлечь за собой строгую админист­ративную или уголовную ответственность в соответствии с дей­ствующим законодательством.

Для успешного внедрения данного вида ГМН необходимо проведение ряда организационно-технических мероприятий:

· разработка более детальных методик по надзору за конкретными группами фасованных товаров в упаковках и методик по надзору за фасованными товарами в упаков­ках без разрушения упаковок с использованием статисти­ческих характеристик тары;

· разработка компактного оборудования для государствен­ных инспекторов, включающего весоизмерительный при­бор и ПЭВМ, чтобы процесс проведения проверок был в достаточной степени формализован. Кроме того, требу­ется введение соответствующих характеристик в норма­тивные документы на фасованные товары.

 

Тесты для самоконтроля

 

1. Общее руководство Государственной метрологической службой осуще­ствляет:

а) Торгово-промышленная палата,

б) Министерство торговли РФ,

в) Госстандарт РФ.

 

2. Единство измерений обеспечивают:

а) ГМС,

б) ГСВЧ,

в) ГССО,

г) ГССД,

д) УНИИМ.

 

3. К государственному метрологическому контролю относится:

а) поверка эталонов,

б) сертификация средств измерений,

в) лицензирование на право ремонта средств измерений.