II. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования

Эмпирические знания есть знания об основных параметрах исследуемых фактов, о функциональных связях между этими параметрами, о поведении объектов. «В качестве эмпирических данных об изучаемом объекте выступают такие свойства, связи и отношения вещей и явлений, которые обнаруживаются в ходе практической деятельности, наблюдений и экспериментов.

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные о психолого-педагогических процессах, можно отнести те, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания психолого-педагогической теории. К ним относятся: изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная психолого-педагогическая работа, эксперимент.

Метод изучения психолого-педагогической научной и методической литературы, архивных материалов. Изучение психолого-педагогической научной и методической литературы, рукописей, архивных материалов, материалов на различных носителях, содержащих факты, которые характеризуют историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, его сторонах и связях, обнаружения пробелов, неясностей в разработке выбранной для изучения проблемы.

Наблюдение как метод сбора психолого-педагогической информации. Этот метод предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и процессов.

Наблюдение может быть: целенаправленным и случайным; сплошным и выборочным; непосредственным и опосредованным; длительным и кратковременным; открытым и скрытым («инкогнито»); констатирующим и оценивающим; неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузальным и экспериментальным; полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации).

Длительность наблюдения зависит от его вида. Способы фиксирования результатов наблюдения могут быть разными. К ним относятся схемы и протоколы наблюдения, техника записи, распределение по категориям и шкалам, с использованием технических средств (кино-, видео-, фото-, фоно- и т.п.)..

При использовании метода наблюдения рекомендуется придерживаться некоторых правил. Необходимо добиваться скрытой позиции наблюдателя, не давить своим присутствием, не оказывать воздействия на учащихся своим авторитетом, чтоб не искажалась картина процесса. В момент наблюдения факты должны быть зарегистрированы с максимальной точностью. Наблюдение необходимо использовать при конкретной деятельности детей (игра, учеба, труд), отношения и мнения детей легче выявлять опросными методами. Результаты наблюдений необходимо сверять с данными других методик исследования.

Этапы наблюдения:

1) определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Протокол наблюдения учебного (коррекционно-развивающего) занятия может выглядеть следующим образом (таблица 1). Техника записи наблюдения занятости отдельных участников занятия (таблица 2).

Таблица 1