Государство и право Японии XVII — начала XX вв.

Новый период истории японского государства и права начался с установления в 1603 г. третьего сёгуната (XVII—XIX вв.), когда княжеский род Токугава пытался создать абсолютную монархию, сочетавшую японские и западные черты. Результаты такой политики были противоречивыми. С одной стороны, Токугава создали в Японии, переживавшей в XV — XVI вв. эпоху феодальной раздробленности, централизованное государство и не допустили превращения ее в колонию. С другой стороны, японское государство и власть сёгуна к середине XIX в. ослабли:

1. Японские князья сохраняли огромную власть в своих княжествах (собственные армии и т. п.) и пытались вернуть страну в эпоху сеньориальной монархии (в 1863 г. войска князей Сацума, Тесю и Тосо захватили столицу Японии Киото, в 1863 — 1867 гг. в Японии шла гражданская война между княжескими родами).

2. Начались крестьянские восстания («рисовые бунты»).

3. В результате «войны канонерских лодок»
1853 — 1865 гг. США, Англия, Франция и Голландия навязали Японии неравноправные торговые договоры.

В этих условиях в Японии сформировалась мощная оппозиция сёгуну, целью которой было создание сильного государства, способного защитить национальные интересы Японии, а средством ее достижения — ликвидация реакционного института сёгуната путем «революции сверху» В гражданской войне 1867 — 1869 гг. армия сёгуна была разбита, и он передал власть императору Муцухито (1868 — 1912). В японской историографии эти события получили название «реставрации Мэйдзи» («Мэйдзи» или «просвещенное правление» — официальное название царствования Муцухито), но современные японские и российские историки считают, что это была японская «революция сверху», сочетавшая буржуазные реформы с установлением диктатуры самураев (дворянства). Их аргументы:

1. В Японии в 1868 — 1888 гг. был проведен ряд буржуазных реформ. В 1868 г. были уничтожены цехи и гильдии; введены единая денежная система, свобода торговли и передвижения; ликвидированы внутренние таможни. В 1871 г. была проведена административная реформа, в ходе которой провинции во главе с князьями сменились префектурами во главе с губернаторами. В 1872 г. была создана единая судебная система. В 1868 — 1888 гг. проводилась общая реформа системы органов государственной власти: в 1868 г. был созван парламент, верхняя палата которого состояла из князей, нижняя — из самураев, но в 1873 г. он был распущен за сопротивление реформам; в 1885 г. было создано правительство немецкого образца и флота английского образца. Началось формирование японской многопартийности (в 1881 г. была создана Либеральная партия, выражавшая интересы самураев, в 1882 г. — Партия конституционных реформ, выражавшая интересы буржуазии и интеллигенции). В 1889 г. была принята конституция Японии, образцом для которой была конституция Пруссии 1850 г. Она юридически закрепила установление близкой к абсолютизму дуалистической монархии, в которой император имел почти неограниченную власть (право формирования правительства, объявление войны и заключение мира, издания указов и т. д.), парламент формировался недемократическим путем (треть членов верхней палаты, Палаты пэров, назначалась императором из принцев и князей пожизненно, две трети избирались титулованной знатью и крупной буржуазией, в выборах депутатов нижней палаты, Палаты депутатов, участвовал только один процент населения, т. к. голосовали только мужчины старше 25 лет и действовал высокий имущественный ценз) и был ограничен в своих правах (император имел право абсолютного вето и роспуска Палаты депутатов; парламент не мог изменить правовой статус главы государства).

2. Главной движущей силой японской «революции» были самураи, а идеологией — тоталитарная идеология тэнноизма (от японского «тэнно» (сын неба) — древний титул японского императора), соединившая монархические и шовинистические идеи с традиционной японской религией синтоизмом. После 1868 г. тэнноизм стал государственной идеологией Японии. В 1868 г. был создан Дзингикан («управление по делам небесных и земных божеств»), пропагандистское ведомство империи, а в 1870 г принят указ о пропаганде «великого учения тайкё» (учения о божественном происхождении японского государства). В 1873 г. христианство в Японии было запрещено, а буддизм (его исповедовали сёгун и его сторонники) поставлен под жесткий государственный контроль.

Одновременно с модернизацией японского государства шла вестернизация японского права, которая прошла два этапа:

1. Подготовка новой правовой системы (1868 — 1889), когда образцом для нового японского права было французское право. Приглашенный из Франции профессор Буассонад к 1880 г. подготовил Уголовный кодекс и Закон об уголовной процедуре, которые закрепили изменения в японском уголовном и процессуальном праве (отмену принципа аналогии, пыток, телесных наказаний и средневековых казней), но имели и ряд недостатков (отсутствие суда присяжных, запрещение адвокатской помощи на предварительном следствии, использование понятий «мятеж» и «преступное сборище» для подавления рабочего и крестьянского движения).

2. Упрочение новой правовой системы (1889 — 1914), когда образцом для нового японского права стало немецкое право. Составленный Буассонадом по образцу Гражданского кодекса Наполеона 1804 г. японский Гражданский кодекс не был принят, а Гражданский кодекс 1898 г. был написан по немецкому образцу, что привело к усилению реакционных институтов в семейном праве (сохранялась патриархальная семья, все имущество ее главы наследовал его старший сын, жена и дети были ограничены в правах). В новом Уголовном кодексе 1907 г. был восстановлен принцип аналогии (в связи с исключением из нового кодекса формулы Уголовного кодекса 1880 г. «нет преступления и наказания без указания на то в законе»), а формулировки стали более расплывчатыми. Закон об организации судов 1890 г. и Закон об адвокатах 1893 г. закрепили недемократическую судебную систему (по-прежнему не было суда присяжных, судей назначал император, предусматривалось вмешательство в деятельность адвокатов прокуратуры и министра юстиции). По Закону о фабриках и заводах 1911 г. для женщин и подростков был установлен одиннадцатичасовой рабочий день, но до 1931 г. его могли увеличить еще на два часа. Таким образом, в японском государстве и праве начала XX в. были заложены предпосылки для превращения японского авторитаризма в тоталитаризм.