ИСПРАВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-3-х КЛАССОВ

Методический материал второго раздела книги предполага­ется использовать на втором году обучения тех учащихся (2-й или 3-й класс), у которых наблюдается нарушение письма.

Первые несколько занятий отводят на закрепление тем «Со­став слова», «Родственные слова», «Образование слов», затем логопед работает над различением приставок и предлогов (с предлогами учащиеся подробно познакомились на первом году обучения). В процессе последующей работы над дифференциа­цией звуков логопед может включать в занятия задания на зак­репление морфологического состава слова.

Как отмечалось ранее, у учащихся-дисграфиков много оши­бок на безударные гласные. Во втором разделе книги дается методический материал, направленный на выработку у учени­ков умения находить в слове безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова. На данном этапе работа в основном на­правлена на развитие фонематического слуха. С этой целью предлагается система упражнений на различение гласных и согласных звуков (букв), смешиваемых в устной речи и на пись­ме (гласных ы — и, а я, о ё, у ю, ё — ю; звонких и глухих согласных з — с, б — п, д т, г к, ж ш, в ф; свистящих, шипящих и аффрикат ш с,з ж, с ц, ч — щ, ч — ц).

Дифференциация гласных и согласных дается по единой схеме, что позволяет ученикам пройти последовательно весь комплекс упражнений по различению звуков (букв). Парал­лельно рассматриваются грамматические темы: например «Оглушение звонких согласных в конце слова». Дифферен­циация каждой пары заканчивается диктантами с задания­ми, изложениями и другими видами заданий, связанных с развитием связной речи.

Еще раз напоминаем логопедам, что предлагаемый методи­ческий материал можно использовать выборочно, учитывая ре­чевые нарушения конкретной группы учеников.