ИСПРАВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-3-х КЛАССОВ
Методический материал второго раздела книги предполагается использовать на втором году обучения тех учащихся (2-й или 3-й класс), у которых наблюдается нарушение письма.
Первые несколько занятий отводят на закрепление тем «Состав слова», «Родственные слова», «Образование слов», затем логопед работает над различением приставок и предлогов (с предлогами учащиеся подробно познакомились на первом году обучения). В процессе последующей работы над дифференциацией звуков логопед может включать в занятия задания на закрепление морфологического состава слова.
Как отмечалось ранее, у учащихся-дисграфиков много ошибок на безударные гласные. Во втором разделе книги дается методический материал, направленный на выработку у учеников умения находить в слове безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова. На данном этапе работа в основном направлена на развитие фонематического слуха. С этой целью предлагается система упражнений на различение гласных и согласных звуков (букв), смешиваемых в устной речи и на письме (гласных ы — и, а — я, о — ё, у — ю, ё — ю; звонких и глухих согласных з — с, б — п, д — т, г — к, ж — ш, в — ф; свистящих, шипящих и аффрикат ш — с,з — ж, с — ц, ч — щ, ч — ц).
Дифференциация гласных и согласных дается по единой схеме, что позволяет ученикам пройти последовательно весь комплекс упражнений по различению звуков (букв). Параллельно рассматриваются грамматические темы: например «Оглушение звонких согласных в конце слова». Дифференциация каждой пары заканчивается диктантами с заданиями, изложениями и другими видами заданий, связанных с развитием связной речи.
Еще раз напоминаем логопедам, что предлагаемый методический материал можно использовать выборочно, учитывая речевые нарушения конкретной группы учеников.