Практикум «Познавательные процессы детей трехлетнего возраста»
Структура:
1. Задача: просматривая видео и фото материалы с практики обнаружить факты, свидетельствующие о специфике познавательных процессов трехлеток по предлагаемой схеме (см. горизонтальную таблицу)
2. Интерпретировать данные факты с научных позиций: определение, качество, по каким признакам можно определить уровень и специфику развития. Можно обращаться в поисках интерпретации к источникам в интернете.
3. Составить качественную интерпретацию по схеме: факт, показатели уровня и специфики развития того или иного познавательного процесса, постановка гипотезы, трактовка данного факта в научной литературе, заключение по гипотезе. Например, на видео ребенок сосредотачивает внимание на игре с игрушкой (или на занятиях художественно-творческой деятельностью, или в процессе слушания книги и т.п.) в течение 5 минут, затем выходит из игры и начинает заниматься своим делом. Познавательный процесс – внимание. Определение, качественные показатели внимания детей трехлетнего возраста – найти в литературе или интернете. Выдвинуть гипотезу о том, с чем связано такое внимание ребенка, в норме оно или нет. Сделать заключение относительно внимания данного ребенка и предположения о том, есть ли проблемные зоны в развитии внимания, как его можно развить.
процесс | Показатели | Наблюдаемые параметры | Что и когда | Отметка от 0 до 4 | Описание |
воображение | репродуктивное | Повторение образов, заданных средой | Словотворчество | ||
Общение с род. | |||||
Сказка | |||||
Игра | |||||
Рисунок | |||||
Музыка | |||||
движение | |||||
Общение со сверст. | |||||
продуктивное | Новые образы Новые слова Новые сочетания элементов Новые правила игры | Словотворчество | |||
Общение с род. | |||||
Сказка, рассказы-фантазии о себе | |||||
Игра | |||||
Рисунок | |||||
Музыка | |||||
движение | |||||
Общение со сверст. | |||||
Стимулируется взрослыми, средой (непроизвольное) | Что или кто является стимулом для воображения | Взрослые | |||
Дети | |||||
Художественный образ | |||||
Игра (какая) | |||||
Проблемная ситуация | |||||
Инициируется самостоятельно в деятельности Произвольное | Когда активизируется воображение | В речи | |||
В игре (режиссер) | |||||
В общении с игрушкой | |||||
В ролевом действии | |||||
В обыденном поведении | |||||
Проблемная ситуация |
Процесс | Показатель | Критерий | Сфера | Оценка | Описание | |
восприятие | Осмысленность | Целенаправленность, понимает зачем | Предметная деятельность | |||
Игра | ||||||
Общение | ||||||
Произвольность | Автономность Понимает для чего | Предметная деятельность | ||||
Игра | ||||||
Общение | ||||||
Эмоциональность | Непосредственные эмоциональные реакции на яркие стимулы | Предметная деятельность | ||||
Игра | ||||||
Общение | ||||||
Сформирован- ность сенсорных эталонов Целостность восприятия образа | Умеет отличать Умеет сравнивать Умеет применять | Цвет | ||||
Форма | ||||||
Звук | ||||||
Объем | ||||||
Размер | ||||||
Вес | ||||||
Процесс | Вид | Параметр | Стимул | Оценка | Описание | |
Внимание | Непроизвольное | Чем или кем вызывается | Люди | |||
События | ||||||
Природа | ||||||
Художественные образы | ||||||
Ситуации | ||||||
Произвольное | Чем или кем вызывается | Люди | ||||
События | ||||||
Природа | ||||||
Художественные образы | ||||||
Ситуации | ||||||
Продолжительность сосредоточенности | Устойчивость внимания на одном предмете | 6-8 с | ||||
9-20с | ||||||
30 – 60 с | ||||||
Более минуты | ||||||
Переключаемость | Количество объектов, на которые ребенок распределяет внимание | |||||
несколько | ||||||
Процесс | Параметр | Вид | Сфера | Оценка | Описание | |
Память | Произвольность | Направленная, обусловленная мотивацией | Игра | |||
Общение | ||||||
Худ. образы | ||||||
Непроизвольность | Механическая | Игра | ||||
Общение | ||||||
Худ.образы | ||||||
Вид | Эмоциональная | Игра | ||||
Общение | ||||||
Х.о. | ||||||
Зрительная | Игра | |||||
Общение | ||||||
Х.о. | ||||||
Слуховая | Игра | |||||
Общение | ||||||
Худ.о. | ||||||
Смысловая | Игра | |||||
Общение | ||||||
Худ. образ | ||||||
Длительность сохранения информации | Долговременная | Слова | ||||
Движения | ||||||
Мимика | ||||||
Кратковременная | Слова | |||||
Движения | ||||||
Мимика | ||||||
Оперативная | Слова | |||||
Движения | ||||||
Мимика | ||||||
Объём | Количество сохраненных в памяти стимулов | Визуальных | ||||
Вербальных | ||||||
Поведенческих | ||||||
Процесс | Вид | Умение | Сфера развития | Указать вид и степень выраженности | Описание |
мышление | Наглядно-действенное (н/д) Наглядно-образное (н/о) Словесно-логическое (с/л) Ассоциативное (а) | Предметные задачи Классификация Обобщение Способность действовать в уме Математические навыки Пространственное мышление | Предметная деятельность | ||
Игровая | |||||
Художественная | |||||
Общение | |||||
Проблемные ситуации | |||||
Ситуации выбора | |||||
Соревнование | |||||
Речь | |||||
Активность Креативность Проявление художественного сознания | Быстрота включения в задачу Оригинальность решения Любознательность Обращение к художественным формам преподнесения информации | проблемные ситуации | |||
Игровые ситуации | |||||
Взаимодействие с худ. материалом | |||||
Особенности речи |