МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ
Часть 1
1. Понятие менеджмента. Классификация подходов и школ менеджмента.
2. Школа научного управления.
3. Классическая (административная) школа в управлении.
4. Школа человеческих отношений.
5. Количественная школа управления.
6. Зарубежные модели менеджмента. Особенности американской, японской и западноевропейской моделей менеджмента.
7. Современная концепция менеджмента.
8. Системный подход к определению сущности организации.
9. Внутренняя и внешняя среда организации.
10. Жизненный цикл организации.
11. Менеджер как субъект осуществления управленческой деятельности.
12. Законы организации.
13. Организационные структуры.
14. Принципы структуризации и процессуализации.
15. Коммуникации в организациях. Барьеры на пути эффективных коммуникаций.
16. Коммерческие организации.
17. Некоммерческие организации.
18. Понятие, содержание и свойства организационной культуры.
19. Классификация и функции организационной культуры.
20. Понятие, классификация, характеристики и стадии развития групп в организации.
21. Потенциальные достоинства и недостатки работы в группе. Личностные факторы и групповая работа.
22. Понятие и виды власти в организации.
23. Лидерство в организации.
24. Конфликты в организации. Понятие, классификация, дисфункциональные последствия, причины возникновения.
25. Методы разрешения конфликтов в организации. Стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации.
26. Изменения в организации. Причины и виды сопротивления изменениям. Поддержка изменений в организации.
27. Понятие и методы мотивации персонала.
28. Содержательные теории мотивации.
29. Процессуальные теории мотивации.
30. Организационное поведение в системе международного бизнеса.
Часть 2
1. Внешняя среда международной компании.
2. Источники информации в маркетинге.
3. Количественные методы разработки и обоснования управленческих решений.
4. Коммуникации в менеджменте. Виды коммуникаций в организации, их формирование и значение.
5. Контроль в менеджменте: сущность и характеристика форм и методов контроля.
6. Концепция жизненного цикла товара.
7. Корпоративные, деловые и функциональные стратегии. Характеристика и порядок разработки.
8. Маркетинговые исследования: назначение, основные направления и методы исследования.
9. Методы антикризисного регулирования.
10. Методы выхода на внешний рынок.
11. Организационно-правовые формы предприятия.
12. Организация выполнения принятых решений.
13. Организация работы с документами.
14. Основные концепции маркетинга.
15. Основные составляющие конкурентоспособности товара.
16. Основные типы стратегии и порядок их разработки.
17. Оценка эффективности инновационных (инвестиционных) проектов.
18. Сегментация рынка: цель, мотивы и критерии сегментации.
19. Система целей в менеджменте. Требования, предъявляемые к целям.
20. Современные системы управления качеством на предприятиях.
21. Содержание матричного анализа хозяйственного портфеля компании (матрица БКГ).
22. Стратегии диверсификации, содержание, виды, условия применения.
23. Стратегии конкуренции фирмы в зависимости от ситуации в отрасли.
24. Суть и содержание стратегического менеджмента, определение понятия «стратегия».
25. Сущность и принципы ценообразования в системе маркетинга.
26. Управление рисками в менеджменте.
27. Управленческая информация как основа процессов принятия решений. Виды управленческой информации, их классификация.
28. Управленческое консультирование, роль, формы, примеры консалтинга в современном менеджменте.
29. Этапы инновационного менеджмента.
30. Этапы процесса принятия решений в менеджменте.
Часть 3
1. Бизнес-план как основа эффективной реализации развития организации.
2. Жизненный цикл продукции в соответствии со стандартными ИСО (петля качества).
3. Инновационные проекты как форма целевого управления инновационной деятельностью.
4. Кадровая политика организации (предприятия).
5. Малое предпринимательство: критерии, особенности, роль в экономике.
6. Маркетинг персонала: современные концепции и методы.
7. Методы стимулирования труда персонала и условия их применения в деловых организациях.
8. Многомерные стили управления на примере управленческой решетки Р. Блейка и М. Моутон.
9. Назначение и характеристика метода SWOT-анализа.
10. Основные кадровые документы.
11. Основные направления работы с персоналом организации (подсистемы кадрового менеджмента).
12. Поиск, набор и отбор персонала.
13. Понятие «консьюмеризм». Консьюмеризм в России.
14. Понятие и причины конфликтов. Методы разрешения конфликтов в теории и современной практике управления.
15. Понятие функций менеджмента, их классификация. Содержание общих функций менеджмента.
16. Понятие, значение и условия осуществления лидерства в менеджменте.
17. Понятия «группы» и «групповой динамики». Производственные группы и неформальные группы в деловых организациях.
18. Предпринимательский договор: сущность и виды.
19. Современные службы управления персоналом. Основные направления работы с персоналом.
20. Содержательные теории мотивации.
21. Социальная политика предприятия.
22. Социальное партнерство на предприятии. Взаимодействие администрации и профсоюзов. ТК о социальном партнерстве.
23. Стили руководства: сравнение преимуществ и условий применения.
24. Типология предпринимательства.
25. Унифицированная система организационно-распределительной документации (УСОРД).
26. Управление социальным развитием и социальными программами предприятия.
27. Управление трудовой мотивацией работников.
28. Формы и методы обучения персонала организации.
29. Формы оплаты труда: сравнительная характеристика и условия применения.
30. Функции системы управления качеством.