Правила определение страны происхождения, применяемые в РФ в рамках таможенного регулирования в системе ВТО

Соглашение по правилам происхождения (далее – Соглашение) входит в состав смежных с ГАТТ 1994 многосторонних торговых договоров.

Соглашением предусматривается гармонизация правил происхождения, а также обязательства государств-членов ВТО придерживаться определенных правил на переходный период (до завершения работы по гармонизации правил происхождения) и принципов, обеспечивающих выполнение будущих гармонизированных правил.

Обязательства государств-членов требуют придерживаться при установлении национальных правил происхождения следующих принципов (правил):

– определение страны происхождения конкретного товара по правилу полного производства или по правилу последней значительной переработки в соответствующей стране;

– критерии значительной переработки могут быть основаны на изменении классификационного кода товара, на правиле адвалорной доли или предусматривать перечень конкретных производственных операций (позитивный и негативный критерии);

-правила значительной переработки в зависимости от применяемого критерия должны четко устанавливать изменяемые коды товарной номенклатуры, метод для расчета адвалорной доли, виды производственных операций;

-виды производственных операций должны основываться на позитивном критерии (негативный критерий может применяться для разъяснения позитивного критерия или, когда в применении позитивного критерия нет необходимости);

– правила происхождения применяются на недискриминационной основе, последовательно, единообразно, беспристрастно и разумно;

– все акты (законы, инструкции, судебные и административные решения) общего применения, касающиеся правил происхождения, подлежат публикации

– по запросу импортера или экспортера (иного заинтересованного лица), уполномоченным органом должны приниматься решения по стране происхождения товара, действующие в течение 3 лет;

– любые изменения в действующие правила происхождения или появление новых правил не должны иметь обратной силы.

И хотя в настоящее время правила происхождения не гармонизированы, государства-члены ВТО должны придерживаться перечисленных выше и ряда других правил (принципов), изложенных в Соглашении (часть II «Правила применения правил происхождения товаров»).

Необходимо отметить, что в Соглашении проводится разница между правилами происхождения, применяемыми для непреференциальных режимов (например, антидемпинговые и компенсационные пошлины, количественные ограничения, тарифные квоты и другие меры, предусмотренные ГАТТ-1994) и правилами происхождения, связанными с предоставлением на договорной или автономной основе тарифных преференций

В отношении последних, Приложением II к Соглашению принята совместная декларация о том, что в случае применения тарифных преференций, правила определения страны происхождения товаров также должны основываться на правилах и принципах, предусмотренных для непреференциальных режимов.

Далее сопоставим требования ВТО с состоянием урегулированности правил происхождения в ТС и РФ.

Институт страны происхождения относится к таможенному законодательству ТС и законодательству РФ о таможенном деле, другими словами к таможенному регулированию.

Правила определения страны происхождения содержатся в следующих документах:

– ТК ТС (глава – 7), Закон о таможенном регулировании (глава 10);

– Соглашение государств-членов ТС от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров» (далее – Соглашение от 25.01.2008). Данный документ вступил в силу с 1 июля 2010 года. Документ утрачивает силу с даты вступления, в силу решения Евразийской экономической комиссии, устанавливающего правила определения происхождения товаров. "Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014). Данный документ вступает в силу с 1 января 2015 года. Договор ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ;

– Соглашение государств-членов ТС от 12.12.2008 «О правилах определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» (далее – Соглашение от 12.12.2008). Документ утрачивает силу с даты вступления в силу решения Евразийской экономической комиссии, устанавливающего правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза из развивающихся или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза;

– Соглашение от 20.11.2009 «О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» (далее – Соглашение от 20.11.2009).

Из перечисленных актов:

а) Соглашения от 12.12.2008 и от 20.11.2009 содержат правила происхождения для случаев предоставления РФ (в условиях ТС) тарифных преференций на автономной и взаимной основе (соответственно);

б) Соглашение от 25.01.2008 устанавливает правила происхождения для всех иных случаев (непреференциальных).

Анализ правовой базы по правилам происхождения дает основания утверждать, что РФ соблюдает все правила и принципы ВТО, составляющие основу будущей гармонизации.

Пример 1. Соглашение от 25.01.2008 предлагает последовательное сочетание критериев достаточной переработки. Так, за основу взято изменение классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ТС (далее – ТН ВЭД ТС) любого из первых четырех знаков (уровень товарной позиции), за исключением случаев когда:

– ЕЭК могут устанавливаться критерии достаточной переработки, обусловленные выполнением определенных производственных операций (позитивный критерий) либо, предусматривающие применение правила адвалорной доли;

– применяются производственные операции, не отвечающие критериям достаточной переработки (в использовании позитивного критерия нет необходимости).

Пример 2. Получение решения о стране происхождения товаров, действующего в течение 3 лет. В соответствии с частью 5 статьи 111 Закона о таможенном регулировании таким решением является предварительное решение о стране происхождения товаров, которое принимается уполномоченным таможенным органом не позднее 90 календарных дней со дня регистрации запроса в таможенном органе (на 2 месяца меньше предельного срока, рекомендованного в Соглашении ВТО).

Пример 3. Согласно Совместной декларации по вопросу о преференциальных правилах происхождения (Приложение II к Соглашению) члены ВТО договариваются обеспечить точное указание производственных операций, определяющих преференциальное происхождение (в случае применения позитивного критерия).

В соответствии с Перечнем условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место при изготовлении мониторов жидкокристаллических из материалов любых товарных позиций по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, должны выполняться следующие технологические операции:

– изготовление корпуса, изготовление элементов электропроводки;

– сборка и монтаж блоков;

– регулировка и контроль параметров.