Особенности таможенной экспертизы непродовольственных товаров

Объектами таможенной экспертизы непродовольственных товаров - являются сами товары, тара, упаковочные материалы, оборудование и инвентарь. В компетенцию экспертизы входят определение рода, вида, артикула, комплектности товаров, соответствие их требованиям нормативной документации, производственной марке, причины снижения первоначального качества, вес нетто и др.

Виды таможенной экспертизы: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость.

В зависимости от числа привлекаемых таможенных экспертов (экспертов) назначается единоличная, комиссионная или комплексная таможенная экспертиза.

Единоличная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая таможенным экспертом (экспертом) единолично.

Комиссионная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) одной специальности. Комплексная таможенная экспертиза – разные специальности.

Таможенная экспертиза подразделяется на первичную, дополнительную и повторную.

Первичная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая по обращению таможенного органа для изучения объектов, проб и образцов.

Дополнительная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, назначаемая по вновь открывшимся обстоятельствам. Производство дополнительной таможенной экспертизы поручается тому же или другому таможенному эксперту (эксперту).

Повторная таможенная экспертиза - таможенная экспертиза, проводимая в случаях несогласия декларанта, а также таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с заключением таможенного эксперта (эксперта) по результатам первичной и (или) дополнительной таможенных экспертиз.

Порядок проведения экспертизы включает: проверку правильности документов, характеризующих и сопровождающих партию товара, при их отсутствии экспертиза не проводится, в экспертизе участвуют представители поставщика, покупателя и инспекции транспортной организации. Проведение экспертизы состоит из нескольких этапов. После ознакомления с документами проводится осмотр партии товара. Устанавливаются состояние тары, наличие повреждений, загрязнений, следов вскрытия. Эксперт проверяет правильность маркировки, выясняет условия и санитарный режим хранения товара. Все выявленные нарушения заносятся в акт экспертизы. Осуществляется отбор проб для оценки состояния самого товара. Правила отбора проб, размер выборки, точечной и объединенной пробы устанавливаются соответствующей нормативной документацией на каждый вид продукции. После вскрытия тары проводится органолептическая оценка качества товара: внешнего вида (признаки порчи, загрязнения продукта, некоторые нарушения технологии), консистенции, цвета, запаха (определяется при комнатной температуре).

По окончании экспертизы составляется акт. Он подписывается экспертом, представителями, участвующими в экспертизе, и скрепляется печатью экспертной организации. Акт экспертизы (или заключение эксперта) состоит из четырех частей: вводной, исследовательской, синтезирующей и выводов. Вводная часть заключения содержит информацию об основаниях проведения экспертизы, номер и наименование дела, указываются орган, назначивший экспертизу, правовые основания проведения экспертизы (например, постановление суда), дата поступления материалов и дата подписания заключения. Кроме того, во вводной части перечисляются поступившие на экспертизу материалы и приводятся сведения об экспертах, ее осуществлявших, полная информация об объектах экспертизы и вопросы, поставленные на разрешение экспертов. Во вводной части необходимо указать вид экспертизы (дополнительная, повторная, комплексная или комиссионная).

Исследовательская часть содержит в себе описание процесса экспертного исследования и его результатов.
Заключительная часть-выводы, ответы на поставленные вопросы.

Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 (двадцати) рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза.

1. Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

2. Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами или специалистами иных уполномоченных организаций, назначенными таможенными органами.

Назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами.

В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения.

Эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, привлекается для проведения таможенной экспертизы в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

3. Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.

4. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает в письменной форме решение о назначении таможенной экспертизы, в котором указываются основания для ее проведения, фамилия, имя и отчество таможенного эксперта (эксперта) или наименование организации, в которой должна быть проведена таможенная экспертиза, вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом), перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение таможенного эксперта (эксперта), срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения в таможенный орган.

В решении также указывается о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

5. Руководитель уполномоченного таможенного органа, организации или лицо, его замещающее, вправе отказать в проведении таможенной экспертизы в следующих случаях:

1) недостаточности информации для проведения таможенной экспертизы;

2) ненадлежащего оформления решения о назначении таможенной экспертизы;

3) несоответствия сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;

4) отсутствия в штате уполномоченного таможенного органатаможенного эксперта требуемой квалификации;

5) отсутствия необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы.

6. Отказ в проведении таможенной экспертизы оформляется в письменном виде с указанием причин отказа. Представленные материалы, документы, пробы и образцы возвращаются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

7. Таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы.

8. Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза.