Систематизация законодательства (НПА) и её виды.

Систематизация – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, для удобства пользования им.

Выделяют такие виды систематизации, как:

1) инкорпорация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их применения), тематический (по определенной тематике), и др. Инкорпорация – самый простой вид систематизации;

2) консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.);

3) кодификация – форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логический цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация – способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.

54.Реализация права: понятие, формы, методы. Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных областях общественной жизни. По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой нормы, выделяют четыре формы реализации права: Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей нормы); Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность субъекта (реализация обязывающей нормы) ; Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы); Применение - властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом. Активный субъект правоотношений может использовать свои субъективные права, круг пассивных субъектов - соблюдать их. Субъект правоотношения, имеющий юридические обязанности, должен их исполнять. Неисполнение субъектом своих юридических обязанностей влечет возникновение охранительных правоотношений, что является одним из фактических обстоятельств, требующим применения права. В юридической литературе формы реализации права классифицируются по различным основаниям:а) по характеру правовых связей между субъектами права – в общих и конкретных правовых отношениях;б) по субъектному составу – индивидуальная и коллективная формы;в) по внешнему проявлению – активная и пассивная формы;г) по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление права;д) по правовому положению субъектов – гражданско-правовая и административно-правовая формы.Признаки применения норм права: Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) ; Деятельность по применению норм имеет государственно-властный характер; Содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор суда в отношении лица, совершившего преступление; Применение норм права осуществляется в строго установленном государством порядке. Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

55.Понятие, определение и виды применения норм права. Применение права - это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая. Акты применения права – это документально оформленное, государственно властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права. Применение права следует рассматривать в двояком смысле: 1)как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение, использование, соблюдение);2)как стадию реализации права. Т.к. применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции, либо санкции, то акты применения опосредуют: 1)исполнительно-распорядительную деятельность гос. органа (напр., распределение матер.фондов); 2)правоохранительную деятельность (напр., приговор суда); Применению права присущи следующие функции: 1)социальные – экономические, политические, социально-культурные, культурно-воспитательные; 2)юридические – регулятивные и охранительные (закрепление господствующих общ. отношений, охрана общ. отношений).

Стадии: 1.Анализ фактических обстоятельств дела с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным, исследованы все обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка значения этих фактов. 2)Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция. При этом проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2) характер действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы действия в пространстве, во времени и по кругу лиц. 2.Уяснение смысла и содержания нормы права. 3.Разъяснение нормы права компетентными гос. органами или иными субъектами. 4.Принятие акта применения нормы права. Исполнение акта применения – есть заключительный этап реализации нормы права, поэтому мы не говорим о нем как о стадии применения права. Субъекты – гос. органы, должностные лица, уполномоченные общ. организации.

 

56. Понятия и способы толкования норм права. Толкование норм права - это уяснение и разъяснение содержания норм права. Способы толкования норм права: 1.Грамматический. Означает использование правил синтаксиса,морфологии и грамматики для понимания смысла слов и предложений. Включает три группы терминов: - общеупотребительные термины - из специальных отраслей знаний - специально юридические термины, которые несут специфическую правовую нагрузку.2.Систематический способ. Для понимания смысла и содержания норм права необходимо обращаться к другим нормам: - прямой (просто прочитал) - отсылочный (указывает на другой правовой акт ) - анкетный3.Логический способ. Состоит в уяснении понятий выраженных словами и терминами содержащиеся в нормативных актах. 4.Историко-политический способ. Изучение условий при которых принят нормативный акт, причины его принятия, последующего изменения. 5.Функциональный способ (функциональные связи в системе права ).6.Специально-юридический способ.

57. Виды толкования норм права По идеальной системе законодательства как источника права, точно выражающего намерения и мысли законодателя, текст закона подлежит буквальному толкованию и применению. Однако мысль законодателя не всегда получает в тексте нормативного акта адекватное воплощение. Толкование норм права - это уяснение и разъяснение содержания норм права. Толкование норм права по объему различают три вида толкования норм права: 1.Буквальное ( имеет место тогда, когда содержит нормы сформулированное в тексте совпадает с тем результатом, который вытекает в результате толкования ). 2.Распространительное (толкование, которое толкуется, не совпадает с ее буквальным содержанием ). 3.Ограничительное (смысл нормы понимается более узко, чем это прямо сформулировано в норме ). Эти виды толкований, как правило, не могут применяться, если это приведет к ухудшению правового положения лица, в отношении которого вносится акт применения правовой нормы. Так, судебной практикой твердо признана недопустимость распространительного толкования обстоятельств отягощающих ответственность. И, наоборот, принцип гуманизма, и другие нравственные нормы иногда стимулируют отход от буквального толкования некоторых норм. На тех же принципах ( отступление от буквы закона не должно ухудшать правовые положения граждан ) применяется расширительное толкование, если буквальный смысл текста закона уже содержания нормы.

58. Акты толкования норм Толкование норм права - это уяснение и разъяснение содержания норм права. С точки зрения субъектов толкования норм права делятся: 1.Официальные.Осуществляется специальными субъектами уполномоченные на осуществление, разъяснение норм права. Официальное толкование является обязательным для всех гос.органов, должностных лиц и граждан. Делятся на два вида: - аутентическое ( дает непосредственно сам орган издавший норму права; закреплено за Палатой представителей ) - легальное ( осуществляют высшие судебные органы республики – Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд ). Официальное толкование может быть: - нормативным (касается отдельных норм институтов отраслей права; является общеобязательным и относится к неопределенному количеству случаев - казуальное ( касается отдельно взятого случая; является обязательным для конк- ретной ситуации ). 2.Неофициальное. Осуществляется всеми желающими толковать право субъектами. Может быть: - обыденное ( не обладающие спец. знаниями )- профессиональное ( адвокат, судья ) - доктринальное ( дается учеными правоведами )

 

59. Понятие, признаки и содержание актов применения норм права. Акт применения норм права – это официальный правовой документ, который содержит индивидуальное властное предписание компетентного органа, которое принимается в результате рассмотрения конкретного юридического дела. Акт применения права должен быть принят управомоченным гос.органом или должностным лицом в установленном для этого процессуальном порядке и соответствовать ряду формальных требований. В акте должны быть оюозначены: наименование органа, принявшего этот акт; дата принятия,точное наименование дела,которое решено этим актом; установление обстоятельства,имеющее юридическое значение для этого дела; юридические выводы из установленных обстоятельств. Основные черты: 1.Имеет индивидуальный характер ( адресован конкретному человеку ) 2.Издается в определенной установленной законом формой имеет конкретное название. 3.Порождает юридические последствия (решение суда о взыскании) 4.Расчитаны на однократное использование.Структура: 1.Вводная часть (наименование суда,дата принятия,состав суда). 2.Описательная(излагаются обстоятельства дела)3.Мотивировочная часть (указываются нормы,которыми руководствовался суд) 4.Резулятивная (мера наказания).

60.Виды актов применения норм права. Акт применения норм права – это официальный правовой документ, который содержит индивидуальное властное предписание компетентного органа, которое принимается в результате рассмотрения конкретного юридического дела. Все акты могут быть разделены: 1.Акты государственных органов. 2.Акты общественных организаций. По ветвям власти: 1.Акты законодательных органов 2.Акты исполнительской власти

3.Акты судебной власти

4.Акты контрольно-надзорных органов

По функциям: 1.Регулятивные акты (прием на работу)

2.Охранительные акты (постановление о возбуждении уголовного

дела)

По внешней форме: 1.Акты-документы

2.Акты-действия

61. Пробелы в системе норм права, их причины. Способы преодоления и ликвидации пробелов в системе норм права.Пробел - это пропуск, не заполненное пространство. Имеет место тогда, когда не урегулированы отношения подпадающие под правовое регулирование. Причины пробелов: разделяют на 2 группы: объективные и субъективные. Объективные – причины, связанные с природой и сущностью самого права (право всегда отстаёт от права). Субъективные – конкретные ошибки просчеты правотворческих органов (депутаты живые люди – могут ошибаться). Борьба с пробелами.Следует различать ликвидацию пробелов и восполнение пробелов. Пробелы ликвидируются путём принятия недостающих норм (самый лучший способ. Но не всегда имеется возможность рождаться.) Восполнение – таким средством является применение аналогии, т.е. рассмотрение дела или на основании норм, регулирующих наиболее близкие, родственные аналогичные отношения (аналогия закона – разрешение конкретного юр. дела на основе норм, которые рассчитаны не на данный, а на аналогичный, сходный случай) или на основе общих начал и смысла законодательства (аналогия права – конкретный случай рассматривается на основе общих начал и смысла законодательства).

62. Понятия, определения и состав правоотношений. Правоотношения – это урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых обладают субъективными правами и несут юридические обязанности. Сферы регулирования: общественные отношения, организацию гос. власти, отношения охраны правоспособности и полномочий гос. власти. Признаки правового отношения: 1)общественные отношения. Между людьми и организациями людей (там, где есть воля и сознание) 2)правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами, которые являются нормативной основой правовых отношений 3)участники правоотношений связаны взаимными правами и обязанностями 4)правоотношения имеют волевой характер 5)правоотношения охраняются обязательно государством. Состав:субъекты правоотношения, содержания правоотношения, объекты правоотношения.

 

63. Субъекты правоотношений.Субъектами являются все физ. и юридич. лица. Физ. лица – делятся на граждан гос-ва, лица без гражданства, иностранцы и лица с двойным гражданством. Правоспособность – способность своими действиями иметь права и нести обязанности у физ. лиц возник с момента рождения. Дееспособность– способность своими действиями приобретать те или иные права (наступает с опред. возрастом, например, с 18 лет). Деликтоспособность(деликт – «правонарушение») – способность отвечать за неправомерные действия, не может возникнуть раньше 14 лет (за убийство и разбой)!!!Никогда лицо не может быть лишено правоспособности, а дееспособность возможно ограничить (ограничивает суд – тюрьма или психическое заболевание). Юрид. лица – это организации!!! В гражданском кодексе – это организации, обладающие целостностью, имеющие имущество, собственность, владения, могущее выступать от своего имени в качестве истцов и ответчиков в суде. Все юрид лица делятся:1)само гос-во, 2)органы гос-ва (учреждения) 3)хоз. организации 4)общественные организации. Совокупность прав и обязанностей образ. правовой статус, принадлежащий субъектам права. Разделяют общий и правовой статус. Иногда как правовой статус используется понятие компетенция – (это не в моей компетенции).

 

64. Содержание правоотношений.Правоотношения состоят: 1)субъект правоотношений, 2)содержания правоотношений, 3)объект правоотношений. Содержание правоотношений составляют – субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. Различают юридическое и фактическое содержание правоотношений. Юридическое – возможность определенных действий управомоченного и необходимость определенных действий обязанного лица, т.е. субъективные права и обязанности. Фактическое – рассматриваются сами эти действия, посредством которых реализуются субъективные права и обязанности сторон. Реальные права и обязанности – то что они выбирают из массы возможностей – (работник выбирает работу). Субъективное право – это мера возможного поведения субъекта правоотношений, а юридическая обязанность – это мера должного поведения субъекта правоотношений.

 

65. Объекты правоотношений.Правоотношения состоят: 1) субъект правоотношений, 2) содержания правоотношений, 3) объект правоотношений. Объект – это третий элемент в составе правоотношений. Объектами правоотношения являются материальные и духовные ценности и блага, на приобретение которых направлены действия участников правоотношений.Объектами правоотношениймогут быть блага самого различного характера – это, прежде всего, конкретные предметы, представляющие ценность для субъектов правоотношения, заработная плата, денежные сбережения, наследуемое имущество, а также материализованные результаты духовного творчества – литературные произведения, произведения живописи, киноленты и др. В качестве объектов могут выступать и личные не имущественные блага – охраняемые законом честь, достоинство гражданина, тайна переписки, телефонных переговоров и др. Значительное место среди объектов занимают действия – определенные виды поведения субъектов, которым придано юр. значение. Это и перевозки людей, грузов, и ремонт строений, техники, и охрана помещений и имущества и многое другое. Объекты правоотношений непосредственно связаны с интересами их участников (сторон).

66. Юридические факты: понятие и классификация. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. От наличия или отсутствия соответствующего юридического факта зависит признание лил непризнание права или обязанности определенного субъекта. Вот почему в работе юриста важное значение имеет всестороннее исследование и правильное установление юридических фактов, что позволяет уяснить, какое именно правоотношение имеет место, какие конкретные юридические права и обязанности должны быть у его участников. Например, совершение преступления – это юридический факт. Который порождает уголовно-правовые отношения между лицом, совершившим преступление, и компетентным должностным лицом. Юридические факты классифицируются: 1.По последствиям, которые они вызывают: устанавливающие, изменяющиеся или прекращающие правоотношения, причем эта динамика может касаться как самих субъектов, так и содержания субъективных прав и обязанностей. 2.По гносеологической природе фактов (по волевому моменту): события, т.е. факты, не зависищие от воли и сознания людей, и действия, т.е. факты, как порождение сознательного волевого поведения людей. В последнее время в юридической литературе все чаще стали в качестве самостоятельного вида выделять состояния, которые могут быть результатом как события, так и действия. 1.По юридической природе действий: правомерные и неправомерные. К первым относятся все виды действий, являющиеся актами активной реализации права, т.е. юридические акты, административные акты (приказы, распоряжения, указания и т.п.), акты юрисдикционной органов (административных, судов); сделки, фактические правомерные действия (творчество, литературное, научное и т.п.). К неправомерным фактам относятся: дисциплинарные поступки, административные правонарушения, гражданские правонарушения (деликты), преступления. 2.По структуре – простые (элементные) и сложные (фактические) составы. Различают два вида фактических составов : а) по принципу независимого накопления элементов состава, простая совокупность, важно лишь ее наличие; б) по принципу последовательного накопления элементов; юридические последствия наступают лишь в случае накопления элементов состава в определнном порядке.

67. Правомерное поведение: понятие, определение и виды. Поведение является важнейшей социальной характеристикой личности. В зависимости от формы выражения оно может быть вербальным (словесным), складывающимся из различных выска­зываний, суждений и оценок, которые дают представление о внутреннем состоянии индивида, и реальным (практическим), которое заключает в себе определенные действия людей.

Правовыми действиями лица являются поступки —правомерные илипротивоправные. Все остальные действия могут быть причислены кюридически безраз­личным (индифферентным по отношению к праву), то есть не отнесенным к категории действий, нуждающихся в каком-либо правовом опосредовании.

Правомерное поведение можно определить как обусловленную культурно-нравственными воззрениями и жизнен­ным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении его целей и тре­бований.

Поведение человека всегда является сознательным волевым проявлением, тем самым отличаясь от иных действий, которые носят, например, инстинктивный либо рефлекторный характер. Правомерное поведение представляет собой социально полез­ную деятельность, направленную на удовлетворение государст­венных и правовых, общественных и личных интересов, ценнос­тей и целей.

По сте­пени активности процесса вовлечения личности в правовое регу­лирование выделяют следующие виды правомерного поведения.

1. Социально-активное поведение. 2. Привычное поведение. 3. Конформистское поведение. Конформистское правомерное поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мне­нию4. Маргинальное поведение. Следование праву людей, право­сознание которых расходится с требованиями правовых норм.

 

68. Правонарушение: понятие, признаки и виды. Правонарушение – противоправное, общественно вредное, виновное деяние деликтоспособного лица. Противоправность обычно связана с запрещением деяния со стороны государства при помощи юридических средств, опирающихся на возможность государственного принуждения. То что правом не запрещено не может считаться правонарушением. Формы проявления противоправности: 1.прямое нарушение правового запрета; 2.неисполнение возложенных обязанностей; 3.злоупотребление субъективным правом; 4.превышение компетенции и т д. Всякое правонарушение должно быть общественно вредным по своему характеру для общества или личности. Только в этом случае оно признается таковым. Вред может быть материальным и моральным, измеримым и неизмеримым, физическим и духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым, наступившим и могущим наступить. Общественно опасным считается преступление, которые составляют только часть правонарушений. Правонарушение должно быть обязательно виновным деянием, т.е. результатом свободного волеизъявления правонарушителя. Состав правонарушения включает : объект и субъект правонарушения, объективную и субъективную стороны. Общим объектом всякого правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Субъектом правонарушения признается физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью, т.е. возможностью отвечать за свои собственные деяния, посягающие на установленный правопорядок. Субъективная сторона: 1. мотив; 2.цель; 3.вина. Различают две формы вины:Умысел: 1.Прямой умысел состоит в осознании правонарушителем общественно вредного характера совершаемого им деяния, предвидении возможности или неизбежности наступления противоправного результата, причинной связи между ними, а также желания их наступления. 2.Косвенный умысел устанавливается если правонарушитель осознавал противоправность своего деяния, предвидел возможность наступления противоправного результата, не желал, но сознательно допускал последствия или относился к ним безразлично. Неосторожность: 1.Противоправная самонадеятельность (легкомыслие) состоит в осознании правонарушителем вредности своего деяния, предвидении возможности наступления противоправного его результата с легкомысленным расчетом на его предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки, мастерство и т.п. без достаточных на то оснований. 2.Противоправная небрежность выражается в том, что правонарушитель не осознает вредности своего деяния, не предвидит возможного наступления противоправного его результата, хотя по всем обстоятельствам дела при условии необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и должен был его предвидеть.

По степени и характеру общественной вредности правонарушения подразделяются на:

1. преступления (виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания); 2.проступки (отсутствие общественной опасности). -гражданско-правовые (гражданское, трудовое, земельное и семейное право) -административно-правовые (административное, финансовое, земельное, процессуальное право) -дисциплинарные (прогулы, опоздания, пропуск занятий, невыполнение распоряжений администрации, нарушение уставов).

69. Понятие, основные признаки, определение и цели юридической ответственности. Существует 2 определения: 1)Юридическая ответственность - мера государственного принуждения либо наказание за правонарушение. 2)Юридическая ответственность - охранительное правоотношение, специфическая юридическая обя­занность, реализация санкций правовых норм и т. д. ЮО отражает специфику любых правовых явлений - их формальную опреде­ленность и процессуальный порядок реализации. ЮО неотделима от пра­вонарушения, выступает его следствием. ЮО связана с реализа­цией санкций правовых норм. ЮО сопряжена с госу­дарственно-властной деятельностью, с государственно-правовым принуждением. Т.о. ЮО - это применение к правонарушителю предусмотренных сан­кцией юридической нормы мер государственного при­нуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера. Признаки: 1)юридическая ответственность предполагает госу­дарственное принуждение;2)это не принуждение «вообще», а «мера» такого принуждения, четко очерченный его объем (количест­венные показатели);3)юридическая ответственность связана с правона­рушением, следует за ним, и обращена на правонаруши­теля;4)ответственность влечет за собой негативные пос­ледствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав (лишение свободы, родительских прав и др.), возложение на него новых дополнительных обязаннос­тей (выплата определенной суммы, совершение каких-либо действий и т. д.);5)характер и объем лишений установлены в санкции юридической нормы;6)возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государст­венными органами в строго определенных законом порядке и формах. Вне процессуальной формы юриди­ческая ответственность невозможна. Цели - это конкретное проявление общих целей права. В их качестве выступают закрепление, регулирование и охрана общественных отношений.

 

70. Основания и виды юридической ответственности. Основания ответственности - это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их её исключает. решение компетентного органа, кото­рым возлагается юридическая ответственность, устанав­ливается объём и форма принудительных мер к конкретному лицу. Это может быть приговор суда, приказ администрации и т. д. В отдельных случаях закон предусматривает основа­ния не только ответственности, но и освобождения от неё и от наказания. норма права, предусматривающая ответственность за определённый вид деяний (нормативная основа). Различают 3 вида оснований юрид ответственности: 1)правонарушение как юридический факт (фактическое основание); 2)правоприменительный акт, с помощью которого мера ответственности конкретизируется, индивидуализируется (например, приговор суда). 3)норма права, предусматривающая ответственность за определённый вид деяний (нормативная основа). В некоторых случаях ответственность, наступает и реализуется, без правоприменительного акта, например добровольное возмещение причинённого вреда, уплата пени, неустойки. Виды юридической ответственности: 1) уголовную; 2)административ­ную; 3)гражданско-правовую; 4)дисциплинарную[а)в соответствии с правилами внутреннего трудо­вого распорядка; б)в порядке подчиненности; в)в соответ­ствии с дисциплинарными уставами и положениями]; 5)матери­альную;

 

71. Понятие, определение и структура правосознания. Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание - не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства. Структура правосознания представлена: 1)правовой идеологией и 2)правовой психологией. Правовая идеология дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы. Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений людей, живущих в государственно-организованном обществе, составляющих нации, народности, классы, группы населения. Правовая психология есть правосознание практическое, основанное на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках. Практическое правосознание как определенная форма обыденного сознания есть массовое сознание. Правовая психология включает в себя: а)Стойкие компоненты - обычаи, традиции, привычки (отрицательное отношение к преступлениям против личности). б)Подвижные компоненты - настроения.

72. Понятие, элементы, определение и показатели правовой культуры. Правовая культура- обусловленное все социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Правовая культура это не просто отношение к праву, а уважительное отношение к нему. Любое правовое государство должно стремится к повышению правовой культуры своих граждан. Правовая культура тесно связана с культурой общества в целом. Она средство укрепления законности и правопорядка. Правовая культура зависит от: 1)Уровня развития правового сознания населения. 2)Уровня развития правовой действительности - последняя состоит из теоретической, образовательной и практической деятельности. 3)Уровня развития всей системы юридических актов. Виды: Индивидуальная - складывается из элементов: а) знание правовых знаний - утверждение о том, что надо знать тексты законов - фикция, основная масса людей "черпает" правовые знания из окружающей среды или личного опыта. б) уважительное отношение к праву - также необходимо, так как знание это не всё; обычно это хорошее отношение, хотя оно и имеет в своей основе различную мотивацию. Групповая - правовая культура отдельных социальных групп, подвергается воздействию индивидуальной и общественной правовой культуры. Общественная - правовая культура общества, это составная часть созданных им духовных ценностей.

73. Законность: понятие, уровни, принципы. З-сть - конституц. принцип точного и неуклонного собл-я з-на всеми гр-нами, должн. лицами, госслужащими и гос-вом. Она имеет неск. уровней: 1)гр-не и их объед-я 2)з-нность в д-ти гос. аппарата 3)з-ность в д-ти самого гос-ва (нужно отличать з-ть от директив-ти, кот. м. противоречить з-ну)

Сущ. неск. видов директив-ти: 1)хоризматическая - соотв-е д-й потр-тям, целям, интересам общ-ва 2)традиционная 3)идеологич. - если з-н противоречит иделогии общ-ва (у нас в стране склад-ся директивн-ть д-й президента).

Принцип законности (законы должны быть правомерны): 1)Одинак. понимание з-нов 2)Необх-ть наличия и собл-я процессуальных норм, обесп-щих защиту з-нных прав S-та 3)Обесп-е правосудия.

Правопорядок - часть обществ. пор-ка, сформ-ся на осн. собл-я принципов з-нности. Оно завис. от гос-ва, д-ти органов и должн. лиц.

 

74. Гарантии законности. Под гарантиями законности понимаются взятые в сис­теме оbjивно сложившиеся факторы и специально пред­принимаемые меры упрочения режима точного и неуклон­ного воплощения требований закона в жизнь. ГАРАНТИИ ЗАК.: Формирование сознания: [П.]вые - политиче-е - культурные - экономические :организационная работа. [П.]вые ГАРАНТИИ З.: совершенствование законодат-ва - надзорно-контрольные мероприят (конст. контроль, судебный контроль, обществ контроль итд)- меры защиты - меры ответвтенности. Важно подчеркнуть одно: действенность соответствующих гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, в системе. В начальный период перестройку нашего общества полагали, будто главное дело состоит в перестройке мышления. Затем было замечено отсутстйие экономических гаран­тий. Впоследствии с особой остротой встали вопросы преобра­зования политической системы. С созданием новых органов гос-венной власти начали уделять внимание законодатель­ству Тогда же в выступлениях отдельных народных депутатов прозвучала тревога по поводу низкого уровня [П.]вой куль­туры. И наконец, встал вопрос о необходимости уделять вни­мание организационным мерам проведения законов в жизнь. 5. Нормативные регуляторы в первобытном обществе. Жизнь общ-ва на ранних стадиях его развития строилась на началась ествест.самоуправления, кот-ое соответ-ло Ур-ю развития самого чел-ка как сущ-ва обществе-го. Но раз возникнув, гос-во становится основным инструментом цивилизов. организации общ. жизни и ее прогресса.Основой организации первобытного общ-ва была Община-род, племя. Род-это объединение людей, Основанное на кровном родстве,а также на общности имущ-ва и труда. Это личный, а на террит. союз. Власть носила сугубо общ-й хар-р.Она исходила от рода, кот-й непоср-но формировал органы самоупр-я. Властные ф-и осущ-ли все взрослые члены рода.Органами общ-й власти при первобытном общ-ве явл-сь родовые собрания, старейшины, военнонач. Спец. Аппарата, кот-й бы занимался только управ-м общ. делами в родовой организации не было. Все основные вопросы решались Нар.Собранием. В первобыт. общ-ве дей-ли опред.правила поведения соц.нормы. Ими были обычаи(истор. Сложившиеся правила поведения), они регулировали труд, быт членов рода, сем.отношения. Не было никакого различия между правами и общ-ми Членов род.общ.ва.

 

75. По­ня­тие и определение правопорядка. Не­по­сред­ст­вен­ным ито­гом пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, вен­цом дей­ст­вия пра­ва в ус­ло­ви­ях пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва яв­ля­ет­ся пра­во­по­ря­док – со­стоя­ние фак­ти­че­ской упо­ря­до­чен­но­сти об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, вы­ра­жаю­щее ре­аль­ное, прак­ти­че­ское осу­ще­ст­в­ле­ние тре­бо­ва­ний пра­ва и ре­жи­ма за­кон­но­сти. По­ня­тия «за­кон­ность» и «пра­во­по­ря­док» близ­ки друг к дру­гу и обыч­но упот­реб­ля­ют­ся в од­ном ря­ду (или да­же как взаи­мо­за­ме­няе­мые). Все же ме­ж­ду ни­ми есть чет­кая грань. Пра­во­по­ря­док – ре­зуль­тат за­кон­но­сти, ха­рак­те­ри­зую­щий сте­пень осу­ще­ст­в­ле­ния ее тре­бо­ва­ний, при­чем так, что реа­ли­зу­ют­ся глу­бо­кие пра­во­вые на­ча­ла, дух пра­ва. Ес­ли за­кон­ность представ­ля­ет со­бой ре­жим об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ской жиз­ни, ко­то­рый вво­дит из­вест­ные тре­бо­ва­ния, то пра­во­по­ря­док – это уже фак­ти­че­ское «пра­во­вое со­стоя­ние» упо­ря­до­чен­но­сти об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний, та нор­маль­ная пра­во­вая жизнь, ко­то­рая на­сту­па­ет в ре­зуль­та­те реа­ли­за­ции тре­бо­ва­ний за­кон­но­сти. Ре­жим за­кон­но­сти, вы­ра­жен­ный в ви­де сис­те­мы по­ли­ти­ко-пра­во­вых тре­бо­ва­ний, на уров­не пра­во­по­ряд­ка как бы ма­те­риа­ли­зу­ет­ся в сис­те­ме ре­аль­ных пра­во­вых от­но­ше­ний. Бу­ду­чи вен­цом, ито­го­вым ре­зуль­та­том дей­ст­вия пра­ва, пра­во­по­ря­док как бы за­мы­ка­ет цепь ос­нов­ных об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ских яв­ле­ний из об­лас­ти пра­во­вой над­строй­ки (пра­во – за­кон­ность – пра­во­по­ря­док).Ос­нов­ные чер­ты пра­во­по­ряд­ка, су­ще­ст­вую­ще­го в дан­ной об­ще­ст­вен­ной сис­те­ме, рель­еф­но и яр­ко вы­ра­жа­ют осо­бен­но­сти со­от­вет­ст­вую­щей пра­во­вой сис­те­мы в це­лом. Вы­де­лим эти ос­нов­ные чер­ты пра­во­по­ряд­ка: гос­под­ство за­ко­на в об­лас­ти от­но­ше­ний, ре­гу­ли­руе­мых пра­вом; пол­ное и свое­вре­мен­ное со­блю­де­ние и ис­пол­не­ние все­ми субъ­ек­та­ми юри­ди­че­ских обя­зан­но­стей; стро­гая об­ще­ст­вен­ная дис­ци­п­ли­на; обес­пе­че­ние мак­си­маль­но бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий для исполь­зо­ва­ния субъ­ек­тив­ных прав; без­ус­лов­ное ут­вер­жде­ние при­ро­ж­ден­ных прав и сво­бод че­ло­ве­ка; чет­кая и эф­фек­тив­ная ра­бо­та всех юри­ди­че­ских ор­га­нов, пре­ж­де все­го пра­во­су­дия; не­от­вра­ти­мость юри­ди­че­ской от­вет­ст­вен­но­сти для ка­ж­до­го со­вер­шив­ше­го пра­во­на­ру­ше­ние. Дру­ги­ми сло­ва­ми, пра­во­по­ря­док есть ре­аль­ное, пол­ное и по­сле­до­ва­тель­ное осу­ще­ст­в­ле­ние всех тре­бо­ва­ний за­кон­но­сти, идеа­лов и прин­ци­пов пра­ва, пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва, пре­ж­де все­го ре­аль­ное и пол­ное обес­пе­че­ние прав че­ло­ве­ка.

 

 

76. Соотнош-е права и гос-ва. Традиц-но различ. 2 подхода к вопр. о соотн-и Г и П: 1.Этатистский. Исходя из превосх-ва Г над П. Право рассм. как пр-т гос. д-ти, как следствие гос-ва. Такой подход - в советское время. Право - совок-ть норм, издаваемых гос-вом. 2.Сторонники школы естественного права - понятие гос-ва выводится из обществ. договора. Праву здесь  приоритет по сравн. с гос-вом, оно возн. раньше, никакое гос-во и никакая власть не есть первонач. ист-к права. 3.Есть и 3-я точка зр-я. Связь м. Г и П не имеет столь отчетливого прич.-следств. хар-ра (т е гос-во порождает право или наоборот). Этот подход позаол. выявить глубин. связи м. Г и П., понять, что дает П гос-ву и какую роль Г играет в обесп-и П. П форм-ся при непоср. участии Г. Но Г не столько форм-ет П, сколько завершает правообразоват. процесс, придавая П опр. юр. формы (норм. акт, суд. или адм. прец-т). Творч. роль Г в отн-и образ-я П закл. в след.: 1)в осущ-и правотворч. д-ти. Гос-во опр-ет потр-ть в юр. реглам-ции тех или иных отн-й (д-ти), опр-ет наи> рац. юр. форму (з-н, акт исполнит. власти и др.) и т. обр. придает отн-ям всеобщ. хар-р. 2)в санкционир-и Г норм, кот. не имеют прямого гос. хар-ра (мусульманское право - Г санкц-ет нормы, выраб. мусульм. доктриной). 3)в признании юр. обязательными регуляторами повед-я факт-ки сформ-ся и сущ-щих отн-й (обычное право). Т. обр. Г обесп-ет разв-е всей с-мы ист-ков П. Достаточно значимой представл-ся роль гос-ва в обесп-и реал-ции П. Г также охрану П и господств-щих прав. отн-й ( за Г стоит сила в виде аппарата принужд-я).Роль П в отн-и к Г: 1)П возд-ет на Г при его взаимоотн-ях с нас-ем. 2)П легализует гос. д-ть, обесп-ет дозвол-ть охранит. и принудит. мер Г. 3)поср-вом П опр-ся границы проник-я Г в жизнь нас-я.

 

77. Правовое государство. Главная идея: правовое государство - государство справедливости. Множество признаков: максимальное обеспечение прав и свобод (3) человека; ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством; четкое разграничение функций общества и государства; разделение властей; наличие развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках; верховенство и прямое действие конституционного закона, его приоритет над любой властью; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; формирование законодательных органов обществом на основе норм избирательного права; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищенность всех субъектов общества от произвольных решений кого-либо. Теория правового государства сформировалась на основе естественно-правовых воззрений (универсальный характер естественного права: все норма апеллируют к человеку; договор - изначальная основа деятельности государства: некоторые естественные права неприкосновенны; подчиненность «положительного» права естественному; постоянство норм естественного права).

 

 

78. Признаки правового государства, отличающие его от неправового:

1. Верховенство закона (всеобщее подчинение ему).

2. Реальное господство закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения.

3. Гарантированность прав и свобод граждан, установление принципа взаимной ответственности гражданина и государства - признание Республикой тех или иных прав граждан, содействует развитию культуры, а также научных и технических исследований (ст.9), выполняют «задачу».

4. Реализация принципа разделения властей.

5. Поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности.

6. Реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан.

7. Необходимость достижения высокого уровня политического и правового сознания людей.

8. Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

9. Наличие в стране гражданского общества и др.