Регулирование как простейшее управление маркетинговыми процессами.

 

Всякая совместная деятельность людей нуждается в координации их усилий, в выработке общих, важных для всех участников совместной деятельности целей. В координации нуждается не только деятельность, но и простое сосуществование сообществ людей, а также и животных, ведущих стандартный образ жизни.

Формы координации могут быть весьма разными. Простейшими из них являются настройка и регулирование - управление, осуществляемое в реальном масштабе времени в режиме «вопрос- ответ» специалистов работающих на рынок потребителя.

Теоретическое осмысление принципов регулирования потребовалось, когда человечество осваивало первые сложные технические устройства - часовые механизмы, паровые машины и т.д. Первые требовали точной настройки с фиксацией ее результатов, вторые- постоянного слежения за состоянием объекта регулирования и своевременного проведения корректирующих воздействий.

За всю многовековую историю человечеством обнаружено всего лишь четыре

фундаментальных принципа регулирования и доказано, что пятого быть не может, на что

способны первые три.

Итак, человечеству известны следующие принципы регулирования:

1. Принцип Уатта- регулирование по отклонению объекта регулирования.

2. Принцип Понселе - регулирование по отклонению входа.

3. Принцип Ле Шателье - регулирование по возмущению (понимается изменение во

внешней среде, не поддающееся прямому влиянию регулятора).

4. Принцип Г.В. Щипанова - компенсация любых возмущений (принцип компенсации или

принцип инвариантности).

Однако в сложных условиях организационно- экономической системы (ОЭС) с помощью

регулирования можно решать лишь некоторые простейшие задачи. Здесь применяется

другой подход к координации функционирования их частей, включающий управление и

руководство: руководство как организационное воздействие на определенным образом

построенные, упорядоченные организационные группы людей.

Процесс выработки и проведения управляющих воздействий получил название «процесс

управления». Среди множества разнообразных процессов, протекающих в рамках

организационных объектов, процесс управления является одним из наиболее важных,

поскольку всякие отклонения от предусмотренного хода всех остальных процессов,

возникающие в условиях плохого управления, но и приводить их к катастрофическим

последствиям из-за несогласованности действий отдельных лиц и подразделений.

Одним из важнейших достижений общей теории систем можно считать уяснение различий между объектом как целым - той его выполняющей основой процесс частью, ради осуществления которого создан данный объект (предприятия, организации, учреждение), - «действующей частью», и той частью, которая принимает на себя функции управления работой первой (основной) части.

При этом основная (действующая, т.е. выполняющая предусмотренную для системы в целом деятельность) часть получает наименование «объект управления» (ОУ) или «управляемый объект» (УО). Другая же часть («обеспечивающая», т.е. создающая условия, необходимые для нормального функционирования действующей части) тоже распадаются на две составляющие. Одна из них обеспечивает протекание процессов основной части в ресурсном отношении, а другая обеспечивает обе действующие части координацией, согласующей их взаимодействие.

Ввиду существования принципиальных особенностей, свойственных процессу управления, выполняющему функции координации, третья составная часть системы рассматривается особо и называется «система управления» (СУ). Первая и вторая части в равной мере являются объектами воздействия со стороны системы управления и потому образуют управляемый объект (УО).

В некоторых литературных источниках до сих пор можно встретить смешение понятий «система» (объект в целом) и «система управления» (тот же самый объект). Такая тавтология нарушает ясность и стройность терминологии, выработанной общей теорией систем, вводит дополнительную путаницу в и без того сложные представления весьма сложных объектов. Поэтому нужно четко понимать, что всякая система всегда включает такую составную часть (подсистему) как система управления (подсистема, выполняющая координационные функции), а также подсистему, выполняющую основной процесс, и подсистему, обеспечивающую основной процесс всеми необходимыми видами ресурсов. Важно учитывать также, что на практике все эти процессы очень тесно переплетаются, хотя процессы управления всегда можно отличить по специфическому характеру их предмета труда: они связаны исключительно с переработкой информации о ходе основных процессов маркетинга услуг.