Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу

Теоретические направления персонологии часто класси­фицируют в терминах трех основных категорий. Первая, психоанализ, представляет человека как существо с ин­стинктивными и интрапсихическими конфликтами. Эта мрачная концепция человеческой природы вытекает из изу­чения Фрейдом людей, имеющих психические расстрой­ства, и подчеркивает бессознательные и иррациональные силы в качестве управляющих факторов поведения. Второе направление в психологии личности, бихевиоризм, трактует людей практически как послушные и пассивные жертвы сил окружающей среды. Как мы убедились на при­мере Скиннера, бихевиористы рассматривают научение и опыт в качестве основных строительных блоков того, что мы определяем как личность. Гуманистическая психоло­гия — третье и самое новое направление персонологии — предлагает радикально противоположную трактовку че­ловеческой природы. Ученые, причисляющие себя к этому течению (также рассматриваемому как «третья сила» или «развитие потенциала человека»), заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущ­ность человека постоянно движет его в направлении лично­го роста, творчества и самодостаточности, если только чрез­вычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознатель­ных потребностей и конфликтов. В общем, гуманисти­ческие персонологи рассматривают людей как актив­ных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.

Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взгля­дам, например, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характер­ные для гуманистического направления.

Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного (и другие способы выражения стремления «наверх») сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию [Maslow, 1987, р. XX]

Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие потенциа­ла саморегулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной притягательной силой для тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на человечество. Его вклад в изучение и понимание личности находится в центре внимания этой главы.