ФОРМИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Для того чтобы сформировать и развивать системное мышление в учебном процессе, обучающийся должен стараться осуществлять (под непосредственным руководством (управлением) со стороны преподавателя) свою самостоятельную и самоуправляемую познавательную деятельность на основе принципа системности, с использованием соответствующих системных методов и технологий.
Это становится возможным при условии осознания субъектом значения и преимуществ системного мышления и системного подхода в его сегодняшней и будущей познавательной, теоретической, практической, профессиональной и иной деятельности.
В этой связи актуализируется проблема развития у обучающихся и специалистов соответствующих методологических знаний и умений. Многое зависит от настойчивой и целенаправленной реализации принципа системности, как методологического подхода к познанию объектов (в широком смысле – вещей, явлений, процессов и т.д.) как систем, в традиционном и инновационном обучении.
Формирование системного мышления у подрастающего поколения и специалистов является актуальной задачей современности. Вместе с тем, существующая система образования еще не располагает необходимыми для этого программами, технологиями и методами. Если говорить точнее, данная проблема в нашем обществе вообще не актуализирована.
Первоочередной задачей казахстанской системы образования в настоящее время является формирование критического мышления, которое на самом деле можно рассматривать лишь как одну из характеристик мышления современного человека. Вместе с тем, системный подход к развитию критического мышления создает определенные условия для формирования системно-критического мышления, существенно обогащающего и расширяющего существующие представления о критическом мышлении.
Мышление системно по своей природе, оно образует диалектическую систему, которая наиболее адекватно отражает системность объективной реальности [2.1; 2.2].
Присущий человеку системный взгляд на действительность есть только объективная предпосылка возможности системного подхода к деятельности, в том числе управленческой. Это означает, что без специальной подготовки, которая будет направлена на формирование соответствующих способов деятельности в рамках системного подхода к объекту управления, невозможно ожидать спонтанного проявления этих качеств в управленческой деятельности человека [2.3].
Системное мышление позволяет ориентироваться в нарастающем потоке знаний, дает возможность избирательного выбора знаний и их интеграции для формирования ориентировочной основы деятельности по решению проблем с новым предметом исследования и способом их решения. [2.4].
В этой связи центральной проблемой процесса обучения З.А.Решетова называет формирование теоретического мышления обучающихся в современных формах научных обобщений, выражаемых принципами системного подхода. При этом системный подход рассматривается как методологическая основа представления предмета науки учебной дисциплины и организации процесса усвоения в форме теоретической деятельности по исследованию предмета как системы. В процессе подобной деятельности формируются системные методы и технологии, выступающие для обучающегося познавательным орудием, с усвоением которого он становится способом мышления, выражающим системный тип ориентировки в предмете.
По мнению З.А.Решетовой, учиться мыслить системно стало общественно осознаваемой потребностью. Но существующая практика обучения еще не формирует этой способности у учащихся. Несоответствие формируемого способа мышления учащихся общественным потребностям – одно из противоречий современной системы обучения тем требованиям, которые предъявляются современным уровнем научно-технического прогресса к интеллектуальному развитию человека, его творческому потенциалу [2.5].
К общим условиям (выявленным в процессе экспериментального обучения), направленно формирующим планируемый системный тип мышления, в работе [2.4] отнесены:
- изменение целей обучения (главная установка – на формирование системного мышления);
- изменение содержания обучения (оно должно охватывать не только знания об изучаемом предмете (их научное содержание), но и знания методологические – о деятельности, производящей предметные знания, о способах их организации, логике системного
исследования предмета (его процедурах));
- изменение методов обучения (их опора на ориентировочно - исследовательскую деятельность, формирующую знания и способ мышления как ориентировочную основу усваиваемых умений;
- новые функции учебных средств – их использование как средств организации и управления формируемой деятельностью (планирование, контроль выполнения, оценка и коррекция);
- изменение оценочной параметристики усвоенных знаний, умений, способностей.
Общая установка эксперимента по формированию системного мышления, проведенного под руководством З.А.Решетовой, была направлена на формирование нового механизма усвоения, основу которого составляют следующие принципы [2.4]:
1. Принцип предметной деятельности - как основа усвоения деятельности обучающегося, направленной на исследование (анализ) выделенного предмета: выявление специфических свойств и закономерностей их порождения, сущностное основание и возможное многообразие явлений.
2. Принцип системности. Учебная программа – это план и способ исследования предмета; она строится в логике его системного анализа, как качественно определенной системы; понятийные средства метода являются не только методологической
формой обобщения формируемых знаний, но и определяют общую структуру знаний о предмете как системе.
3. Принцип единства теоретической и практической деятельности. Производимые теоретической деятельностью знания о предмете, их характеристики формируются с учетом их ориентирующей функции – как ориентировочная основа практических умений субъекта решать определенный класс задач.
4. Принцип единства внешней и внутренней деятельности. Исходная форма процесса усвоения – внешняя деятельность с предметами (или их моделями). Производной от нее является внутренняя (умственная) деятельность. Способ организации внешней деятельности: содержание, структура, средства, способ выполнения – определяет внутреннюю деятельность как способ мышления. Подобный способ мышления, в свою очередь, регулирует функционирование внешней деятельности как сформированного умения.
5. Принцип управляемого формирования процесса усвоения. Объект управления – формируемая ориентировочно-исследовательская деятельность обучающегося и ее превращение в ориентировочную основу усваиваемых умений.
Процесс этот управляется двумя программами, одна из которых формирует предметное содержание и характеристики ориентировочной основы (полноту, структуру, форму обобщенности, системность, рефлексию), другая – организует последовательные этапы превращения ориентировочно-исследовательской деятельности из внешней формы во внутреннюю – в мысль о предмете.
6. Принцип развивающего обучения. Все условия обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей – на формирование деятельности, производящей новый способ мышления как ориентировочную основу нового способа духовно-практического освоения объекта.
По мнению авторов работы [2.4], развитие дидактической теории и совершенствование практики обучения предполагает:
а) новые подходы к целям, содержанию, методам обучения и оценке его результатов на основе новых представлений об учебном процессе как системе, в которой системообразующим фактором является предметная деятельность обучающегося;
б) на основе деятельностного подхода к обучению введение новых дидактических принципов предметной деятельности, системности, управление процессом усвоения и развивающего обучения; необходима и более содержательная разработка принципов активности, сознательности, преемственности и систематичности;
в) выявление закономерностей механизмов усвоения как особой деятельности (по своему характеру ориентировочно исследовательской);
г) функция, структура, стадиальность формирования, изменения, которые она претерпевает на каждой стадии, дают основание для перехода к новой технологии обучения;
д) организацию познавательной деятельности в процессе обучения на принципах системного анализа и формирование системного мышления обучающегося как важнейшего компонента развивающего обучения.
Авторы работы [2.4] считают, что системный подход меняет способ выделения предмета, программу исследования, структуру знаний о нем, принцип их взаимосвязи, логику познавательного движения в предмете, способ построения теоретической картины.
Опережающее усвоение субъектом знаний, умений и навыков системного подхода, системного мышления может способствовать:
эффективному формированию системы знаний, адекватной изучаемой науке;
целостному познанию, эффективному и качественному преобразованию окружающей действительности;
эффективной реализации целей и задач обучения (включая опережающее обучение, а также целей и задач осуществляемой и предстоящей познавательной, теоретической, практической и иной деятельности при минимизации затрат;
быстрой адаптации в новой социально-экономической, политической, информационной и т.д. среде;
повышению конкурентоспособности данного субъекта в современных условиях развития рынка и рыночных отношений и т.д.
Для формирования системного мышления у подрастающего поколения и специалистов предлагается [2.4; 2.6]:
скорректировать цели образования;
принять соответствующее решение и довести до сведения субъектов учебного процесса установку на формирование системных знаний, умений, навыков и способностей системного
подхода и системного мышления;
усвоить деятельности и действия, способствующие эффективному достижению целей и решению поставленных задач в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности, повышению конкурентоспособности субъекта;
внести соответствующие изменения и дополнения в содержание образования (содержание обучения);
совершенствовать существующие методы и технологии обучения, активно использовать современные информационные технологии, а также разрабатывать новые эффективные системные и активные методы и технологии, служащие опережающему и ускоренному формированию системных знаний, системного, творческого и иных способов мышления;
гибко сочетать индивидуальные и коллективные формы обучения с доминированием индивидуального подхода;
обеспечивать творческую среду обучения и т.д.
На формирование системного мышления существенное влияние оказывает системность знаний, которая характеризуется наличием в сознании структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний.
Для повышения эффективности мышления важно, чтобы знания формировались на основе системного подхода и были системными. Например, Л.Я.Зорина системными называет знания, образующие структуру, адекватную структуре научной теории [2.7].
Мышление, по определению С.Л.Рубинштейна, представляет собой опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности. Мышление как познавательная теоретическая деятельность не просто сопровождается действием или действие мышлением; действие является первичной формой существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.
Всякий мыслительный процесс, являясь по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи, совершается в обобщениях. Эти обобщения выражаются в понятиях как
специфическом содержании мышления.
В мыслительном процессе различают основные этапы (фазы):
этап более или менее отчетливого осознания проблемной ситуации;
этап перехода мысли от осознания проблемы к ее разрешению.
По мере протекания мыслительной деятельности строение мыслительных процессов и их динамика изменяется [2.8].
Содержание мышления в общем виде дано на рис.2.1 [2.9],
где [2.10]:
Мыслительные операции |
Формы мышления |
Виды мышления |
Способы мышления |
Мышление |
●Анализ ●Синтез ●Сравнение ●Абстрагиро- вание ●Обобщение ●Конкретиза- ция |
●Понятие ●Суждение ●Умозаклю- чение |
●Наглядно- действенное ●Образное ●Отвлечен- ное |
●Индукция ●Дедукция |
Рис.2.1. Содержание мышления [2.9]
индукция [от лат. Induction наведение] – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению), от частных фактов, положений к общим выводам;
дедукция [от лат. deduction выведение] – 1) выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях; 2) вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Дедукция – основное средство доказательства, вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.
В педагогическом энциклопедическом словаре мышление определяется как опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения [2.11].
По определению Г.К.Селевко, мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего [2.12].
Характеризуя системный стиль мышления, как объективную интегративную тенденцию научного познания, И.Б.Новик выделяет три его глубоких основания [2.13]:
1) многосторонность;
2) системность процесса развития;
3) предостережение против абсолютизации отдельных сторон и черточек познания.
Множество теоретических и прикладных проблем могут быть решены только при условии применения целостного, глобального, всестороннего подхода. В контексте таких проблем, по словам В.А.Ганзена [2.14]:
существуют различные виды научных и практических задач систематики, построения системных описаний целостных объектов, проектирования и создания систем, тактического и стратегического планирования, принятия и реализации решений и т.д. Поскольку самым общим признаком перечисленных выше и иных задач является системность, то и мышление, являющееся главным инструментом их решения, может быть названо системным;
человек, владеющий системным мышлением, в любом объекте видит целое, разделенные на части и состоящее из частей, стремится обнаружить упорядоченность частей в целом. А так как почти все можно рассматривать таким образом, то человек, владеющий системным мышлением, приобретает возможности (инструмент) совершенно общие, универсальные и может легко входить в любую область знания и деятельности. В этом ценность системного мышления;
оно не только вид человеческого мышления, определяемый спецификой предметной области и классом решаемых задач, но и новый этап в развитии мышления человека, ибо реализуется оно на основе особого состава операндов (концептов, конструктов, компактов, моделей и парадигм) и новых технологий, характеризуется высоким уровнем развития как анализа, так и синтеза, а также применением спектра логик и системы языков описания;
системное мышление – это и особый стиль мышления, противоположный (противостоящий) мышлению локальному, непоследовательному, одностороннему.
Д.О/Коннор и И.Макдермотт определяют системное мышление как подход, который позволяет нам увидеть и понять смысл и закономерность в наблюдаемых последовательностях – паттернах событий, так что мы можем подготовиться к будущему и в определенной степени повлиять на него. Это значит, что мы будем способны в некотором смысле управлять ситуацией. По мнению этих авторов [2.15]:
неотъемлемой характеристикой систем является наличие обратной связи: нет обратной связи, нет и систем;
обратная связь реализуется в контуре, в петле, поэтому мышление в категориях обратной связи является контурным мышлением;
чем большей динамической сложностью отличается система, тем больше нужно времени на то, чтобы сигнал обратной связи прошел по сети взаимосвязей в ней. Скорость системы определяется самым медленным звеном;
любую нашу деятельность направляют глубоко укоренившиеся идеи, стратегии, способы понимания и руководящие идеи. В литературе они известны как ментальные модели, представляющие собой общие идеи, которые формируют наши мысли и действия, а также представления о желаемых результатах. Ментальные модели направляют все наши действия. При этом ментальные модели можно изменять;
созданию и воссозданию наших ментальных моделей служит
обучение;
фундаментальный принцип системного мышления заключается в том, что поведение систем определяется их структурой;
системное мышление позволяет не скользить по поверхности, как бы это ни было соблазнительно, а вскрывать глубинные факторы, которые порождают последовательность и характер проявления событий, т.е. создают паттерн. Один случай – это просто событие. Два – повод для повышенного внимания. Три – это уже паттерн: он дает ключ к структуре системы. Паттерн – это ключ к пониманию скрытой от нас структуры системы;
системное мышление позволяет видеть мир в ином ракурсе (ракурс – это угол зрения, под которым рассматривается ситуация). Системные, эмерджентные, свойства возникают только при взгляде с некоторого расстояния в определенном ракурсе. Фундаментальный принцип системного мышления заключается в том, чтобы видеть события в самых разных ракурсах.
Многообразие ракурсов расширяет выбор и охват наших ментальных моделей, а то дает возможность видеть различные аспекты явлений, так что устанавливается механизм усиливающей обратной связи, обогащающей нашу модель мира. Способность к творчеству и разные виды интеллекта предполагают умение видеть предметы и явления в разнообразных ракурсах и, соответственно, получать различные виды обратной связи;
системное мышление рассматривает ситуации и наши представления о них как единое целое. При этом важно сконструировать целостную картину происходящего на основании рассмотрения ситуации в разных ракурсах.
Д.Х.Медоуз рассматривает системное мышление как новый способ описания и познания окружающего мира, учитывающий, что «все связано со всем», что взаимосвязи могут носить нелинейный характер и образовывать циклы обратных связей, что система в целом представляет собой нечто большее, чем простая совокупность составляющих ее частей [2.16].
В значительной степени системное мышление выявляется при изучении любой системы. При этом по утверждению О.С.Разумова
и В.А.Благодатских, имеют место четыре аспекта [2.17]:
1) система-объект – источник научного системного знания;
2) теоретическая (научная) система отражает в сознании исследователя систему-объект;
3) теоретическая система движется к большей адекватности отражения системы-объекта;
4) практика как среда применения знаний о системе исходный пункт познания, его основа и критерий истинности.
В процессе изучения, конструирования и реализации системы в сознании субъекта отражаются в определенных теоретических понятиях внутренняя природа, характерные черты, свойства и особенности системы, в том числе [2.17]:
- сущность (присущие системе системные, интегративные свойства);
- состав (количественная и качественная характеристика ее частей);
- структура (внутренняя организация, взаимосвязь элементов);
- функции (активность, жизнедеятельность системы и ее частей);
- интегративные, системные факторы, механизмы обеспечения целостности, взаимодействия, совершенствования и развития;
- коммуникации с внешней средой и связь с большей системой;
- история (начало и источник возникновения, становления, тенденции и перспективы развития, превращение в качественно новую систему).
М.Н.Сарыбеков и М.К.Сыдыкназаров полагают, что системное мышление проявляется в способности человека видеть связи между науками, понимать общенаучные законы, лежащие в основе их развития, иметь обобщенные представления о закономерностях развития природы и общества [2.10].
По мнению Е.В.Ксенчука, системное мышление – это «когда мы «поднимаемся» над организацией и анализируем ее не с позиции участника внутреннего процесса, а с точки зрения внешнего окружения. Это когда мы пытаемся постичь динамическую сложность нашей системы и за отдельными
деревьями разглядеть лес» [2.18].
С точки зрения А.И.Пушкаря и Л.В. Потрашковой, для того, чтобы проникнуть в суть исследуемого явления, человек должен обладать системным мышлением, которое является основой системного подхода. Указанные авторы видят системное мышление как:
умение видеть в процессе мышления целостную картину явления;
отображение в сознании человека объектов и явлений окружающей действительности в их многоаспектности, целостности и взаимосвязанности (т.е. как систем и их частей);
способность субъекта рассматривать конкретное явление с большого числа перспектив (точек зрения), чем это свойственно обычным людям;
возможность человека видеть себя частью крупномасштабных процессов и явлений. Это может означать, что человек, где бы он ни работал и чем бы ни занимался, всегда является элементом некоторой (научной, экономической, социальной и т.п.) системы. При этом эффективность его деятельности и решений во многом зависит оттого, насколько он понимает структуру и закономерности этой системы.
Следуя системным представлениям исследователь, по мнению А.И.Пушкаря и Л.В.Потрашковой, должен мысленно видеть объект в трех аспектах:
как нечто целое (систему);
как часть более общей системы (надсистемы);
как совокупность более мелких частей (элементов, подсистем)» [2.19].
Системное мышление, по утверждению Л.И.Шрагиной, отражает способность применения системного подхода в различных сферах практической деятельности [2.20].
Л. Бут Свини и Д.Медоуз в своей работе [2.21], посвященной играм для развития системного мышления, дают представление обучающимся о системном подходе как о способе познания мира и множества взаимозависимостей в нем.
По их мнению, системное мышление и организационное обучение заключают в себя взаимосвязанные понятия – от системной динамики (изучения причинно-следственных связей и запаздываний в сложных системах) до мысленных моделей (всех наших глубинных представлениях о том, из чего состоит мир, наших предположений, легенд, нашей веры). Человек как системный мыслитель [2.21]:
видит картину в целом;
рассматривает сложные системы с разных точек зрения, чтобы увидеть новые ключевые точки;
основывается на независимых мнениях;
размышляет над тем, как стереотипы мышления влияют на наше будущее;
отдает предпочтение долговременным перспективам;
имеет широкий кругозор (и широкий взгляд на вещи), в состоянии выявить сложные причинно-следственные связи;
уметь предугадывать, где могут появиться нежелательные последствия;
докапываться до сути, сосредоточиваясь на фактах, а не на упреках и обвинениях;
способен примириться с существованием парадоксов, противоречий и разногласий, не пытаясь немедленно разрешить их любой ценой.
Д.В.Чернилевский для поэтапного формирования системногомышления предлагает составлять серии задач, каждая из которых служит формированию познавательных действий. При этом для определения ориентировочной основы деятельности необходимо [2.22]:
- выделить из условия задачи объект анализа, его целостные качества и характеристики;
- для каждой функции объекта определить подсистему и разделить ее на элементы, неразделенные в условиях данной задачи;
- выявить внутренние и внешние связи между элементами и уровни построения объекта;
- оценить качественное состояние выходной системы, возможности всех ее преобразований и пути дальнейшего развития;
- выбрать рациональные средства решения задачи и выполнить необходимые расчеты.
Системный способ организации и осуществления познавательной, теоретической, практической и иной деятельности в процессе интериоризации деятельности становится способом
системного мышления.
Системное мышление может быть определено как опосредованное и обобщенное на основе принципа системности отражение окружающей действительности, связанное с реализацией системного подхода в познавательной, теоретической,
практической и иной деятельности человека.
Необходимым условием формирования и проявления системного мышления является соответствующая целенаправленная и активная учебно-познавательная, научная, практическая и иная деятельность субъекта, в процессе которой осуществляется:
усвоение основных теоретических положений, понятий, категорий, методов и т.д. системного подхода, системного анализа, системного синтеза;
усвоение деятельностей, действий, системных методов и технологий, способствующих эффективному и целостному познанию объектов окружающей действительности;
формирование системы знаний, адекватной изучаемой науке;
определение цели (целей), для достижения которой предполагается конструирование соответствующей системы;
системное структурирование, изучение и представление в свернутой форме информации о рассматриваемом объекте познавательной, теоретической, практической и иной деятельности;
определение положения конструируемой системы изучаемого объекта в среде и выявление надсистемы, частью которой рассматриваемая система является;
конструирование концептуальной модели системы изучаемого объекта;
определение объектов внешней среды, с которыми система и ее компоненты (части, элементы) взаимодействуют (определение внешних связей);
определение функций системы и ее компонентов;
разработка (на основе программно-целевого подхода) целевых программ функционирования компонентов системы и
программ обеспечения;
разработка подсистем (программ) обеспечения устойчивого функционирования сконструированной системы;
разработка интегрированной системы управления процессами функционирования системы и ее компонентов, реализации целевых программ, целенаправленного воздействия на объекты внешней среды и т.д.;
системное управление (самоуправление) в познавательной, теоретической, научной, практической и иной деятельности;
иные действия.
Творческий подход к системному исследованию объектов, конструированию систем и т.д., а также организация творческой деятельности на основе системного подхода позволяют говорить о существовании и возможности формирования системно-творческого мышления.
Исследование данного явления, на наш взгляд, будет служить существенному расширению возможностей и развитию как системного, так и творческого мышления.
Критический подход к изучению информации о рассматриваемых объектах на основе системного подхода создает условия для формирования системно-критического мышления, которое, как показали наши исследования, обеспечивает эффективное развитие теории и практики критического мышления на качественно новом уровне.
В целом системное мышление способствует целостному познанию окружающего мира. По мнению Ж.М.Абдильдина, целостное рассмотрение предмета, объекта является важнейшим и необходимым моментом конкретного теоретического познания действительности [2.23].