Внедрение результатов научных исследований в образовательный процесс

Научно-исследовательская деятельность в рамках образовательной программы «Математика» направлена на организацию и проведение фундаментальных, поисковых, прикладных научно-исследовательских,и инновационной деятельности НИР. Профессорско-преподаватель­ский состав выполняет научно-исследовательскую работу, как обязательную составляющую своей деятельности, в основное рабочее время в соответствии с индивидуальным планом работы, «Положением о научно-исследовательской деятельности университета», «Положением о научно-исследовательской работе студента (НИРС)» и «Положением о научно-исследовательской работе магистранта (НИРМ)». Организация НИР на кафедре осуществляется на основании ГОСО 5.03.011-2006 «Научно-исследовательская работа в высших учебных заведениях» (Дата введения 2007.09.01). Согласно данному нормативному акту планы составляются ППС — на учебный год в индивидуальном порядке согласно требованиям университета. Планы ППС рассматриваются и утверждаются на заседаниях кафедр. На основе планов ППС составляются планы кафедры по направлениям, согласно которым определяется содержание плана НИР кафедры на календарный и учебный год.

Научно-исследовательская работа кафедры включает:

— проведение фундаментальных, поисковых, прикладных научно-исследовательских работ и инновационную деятельность;

— получение новых знаний посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся;

— исследование и разработку теоретических и методологических основ развития высшего образования;

— разработку и внедрение инновационных технологий обучения в учебный процесс вуза;

— внедрение результатов научных исследований в учебный процесс и производство;

— активное привлечение к научно-исследовательской работе научно-педагогических работников и обучающихся;

Научная деятельность является непременной составной частью процесса подготовки специалистов. Единство учебного и научного компонента ОП обеспечивается за счет:

— привлечения студентов к участию в научно-исследовательских работах;

— проведения на базе научных и научно-производственных подразделений разнообразных форм активной учебной работы, дипломного и курсового проектирования, учебной и производственной практики, целевой подготовки студентов и других форм подготовки специалистов.

План-программа по реализации приоритетного научного направления ОП рассматривается на заседании кафедры, а также выполнения и итоги выполнения НИР ППС кафедры. Научная работа ППС ОП «Математика» включает следующие виды деятельности: организация и проведение фундаментальных, поисковых, прикладных научно-исследовательских, участие в научных проектах, исследованиях; издание учебно-методических и научных трудов, учебных пособий; публикация монографий, научных статей; участие в научно-теоретических и практических, республиканских и международных конференциях; подготовка докладов и презентаций научно-актуальных тематик конференций, исследований, проектов; проведение научно-студенческих конференций; руководство научно-исследовательской работой студентов, магистрантов и докторантов, участие в работе научного бюро факультета и т.д.

Научная работа ППС в условиях нового времени отвечает требованиям интеграции и развития, так как преподаватели кафедры принимают участие в научно-теоретических и практических конференциях ближнего и дальнего зарубежья, публикуют научные труды не только на республиканском, но и на международном уровне. Более того, преподаватели нашего университета публикуют статьи в журналах с ненулевым импакт фактором Thomson Reuters и Scopus. ППС кафедры регулярно выезжает на международные стажировки и практики, с целью обмена научным опытом, показывая навыки исследователя, высокий уровень профессиональной компетенции.

Каждый преподаватель сам решает, какие результаты НИР следует включить в читаемую дисциплину. Данный момент учитывается при составлении силлабуса, УМКД, который потом утверждается на заседании кафедры.

В качестве примеров, приведем докторскую диссертацию М. Сарсенгельдина, где он разрабатывал новую методику преподавания отдельных глав «Уравнений математической физики». Сейчас он активно применяет эту методику при чтении данного курса.

Академик НАН РК А.С. Джумадильдаев постоянно знакомит студентов с достижениями в области алгебры. Член-корреспондент НАН РК Б.С. Байжанов ведет научный семинар по современным проблемам математической логике. Ежегодно 5–6 студентов пишут дипломные работы под его руководством. Доктор физико-математических наук, доцент В.В. Вербовский был научным руководителем у 5 магистрантов. Кандидат физико-математических наук К.М. Туленбаев знакомит студентов с современными способами оценки данных и прогнозирования в совершенно разных областях экономики.