Расчет экономической эффективности рекламы имеет следующие особенности.
Реклама – это форма неличного представления и продвижения идей, товаров, услуг от имени какой-либо компании.
Для оценки эффективности рекламы можно использовать также следующие формулы.
В том случае, когда покупатели положительно относятся к рекламному средству (например, возвращают купоны, ответные почтовые открытки), эффект рекламы может оцениваться изменением успеха распределения:
У = 3/А, (2.20)
где У - успех распределения;
3 - количество человек, которые побуждены к покупке определенным рекламным средством (заказчики);
А - количество человек, которые затронуты этим средством рекламы (адресаты).
Эффективность рекламы можно определить в виде коэффициента:
Кр = Чо / Зр, (2.21)
где Кр - коэффициент эффективности рекламы;
Чо - число последовавших за рекламой полезных обращений по реализации товара или доход, полученный от рекламы;
Зр - сумма затрат на рекламу, руб.
Эффективность рекламы можно оценить по темпу роста продаж. Темп роста показывает, во сколько раз сравниваемый уровень больше уровня, с которым производится сравнение. Темп роста цепной и базисный определится соответственно как
; , (2.22)
где yi, уi-1 - товарооборот в i-м и (i-1)-м периодах рекламной кампании;
у0 - товарооборот до начала рекламной кампании.
Для оценки эффективности рекламы также используют метод коэффициента эластичности спроса с учетом расхода на рекламу. Показатель эластичности спроса по рекламным затратам – Ес определяется следующим образом:
, (2.23)
где DS – процент изменения величины спроса;
DЗр – процент изменения рекламных затрат
; (2.24)
Коэффициент эластичности рекламы показывает, на сколько процентов возрастет (снизится) спрос при увеличении (снижении) затрат на рекламу на 1%. Степень зависимости определяется величиной коэффициента Ес.
Эффективность рекламы на транспорте – Эрт определяется по сравнению коэффициента рейтинга маршрутов транспорта:
Эрт = E / P, (2.25)
где Р - потенциально возможная аудитория (Р = Рп + п × А + т × Ат +Ртр;
где Рп - аудитория пешеходов, чел.;
Ртр - аудитория пассажиров внутри транспортного средства, чел.;
А - количество автомобилей в рассматриваемый период, ед.;
п – количество пассажиров в одном автомобиле, чел.;
т - среднее число пассажиров в транспорте с рекламой, чел.;
Ат - количество транспорта с рекламой, ед.;
Е - целевая аудитория Е= 0,5 × Рп + 0,5 × п × А + 0,25 ×т ×Ат + 0,5 × Ртр
Для определения эффективности рекламных объявлений в периодической печати величина аудитории Р определяется тиражом издания Т, умноженным на коэффициент распространения Кр номера (Кр = 1,5-2,0),
Количество читателей целевой аудитории определяется по формуле
Е = Т × Кр (1 + Nс/T) - (S/Sл) × (f/fм), (2.26)
где Nc - количество целевых потребителей;
S, Sл - соответственно площадь рекламного объявления и общая площадь листа;
f, fм - соответственно частота повторений рекламного объединения и частота выходов номеров изданий за месяц.
Суммарный экономический эффект Эс по серии проводимых различных рекламных мероприятий определяется так:
Эс = ∑Эi, (2.27)
где Эi - эффективность i-го рекламного мероприятия, руб.