ТЕМЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1. Предпосылки, условия и этапы нормального развития звукопроизношения.

Задание 1. Рассмотретьэтапы усвоения фонетического строя речи и фонематического восприятия у детей в норме и физиологические несовершенства детской речи. Самостоятельно изучить и проанализировать дополнительный материал одного из следующих источников:

· Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. – С. 57-83.

· Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989. – С. 22-32.

· Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб.: Дельта, 1996. – С. 9-13.

 

Составить конспект, раскрывающий следующие вопросы:

1. Какие специалисты занимались изучением проблемы становления звукопроизношения и фонематического восприятия в условиях онтогенеза и дизонтогенеза?

2. К какому возрасту в норме у детей должны быть сформированы основы фонематического восприятия и правильного звукопроизношения (с точки зрения разных специалистов)?

3. Какова последовательность усвоения звуков речи на уровне слухо-произносительной дифференциации?

4. Что такое «звуки-заместители» и какова их роль в процессе формирования звукопроизношения?

5. Какой этап развития звукопроизношения называется этапом «физиологического косноязычия»?

 

Задание 2. Рассмотреть основы формирования правильного произношения у детей в ходе профилактической логопедической работы в детском саду. Самостоятельно изучить и проанализировать дополнительный материал следующего источника:

· Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.– М.: Просвещение, 1989./статья «Основной принцип формирования правильного произношения» – С. 16.

 

Составить конспект, раскрывающий следующие вопросы:

1. Что является сосновой профилактического направления логопедической работы в детском саду?

2. Кратко раскрыть основные направления профилактической логопедической работы с дошкольниками.

 

 

Задание к контурной карте 1. Укажите артикуляционные органы.

 

Тема 2. Система фонем русского языка.

Задание 1. Рассмотреть дифференциальные (артикуляционные и акустические) признаки фонем. Самостоятельно изучить и проанализировать дополнительный материал следующего источника:

· Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., «Просвещение», 1989. – С. 9-14.

 

Составить конспект, раскрывающий следующие аспекты:

1. Понятие «фонема».

2. Анатомические основы формирования звукопроизношения.

3. Общие сведения о смыслоразличительных признаках фонем.

4. Артикуляционные признаки звуков речи. Охарактеризуйте фонетические группы, выделенных на основе артикуляционных признаков.

5. Акустические признаки звуков речи. Охарактеризуйте фонетические группы, выделенных на основе акустических признаков.

 

Задание 2. Заполнить предлагаемые схемы:

Схема 1.

 

 
 

 

 


Схема 2.

 


Схема 3.

 
 

 

           
     
 
 


Задание 3. Самостоятельно составить 10 заданий на определение звука по акустическим и артикуляционным характеристикам (оформить письменно).

Образец: определите звук речи по следующей характеристике: согласный, щелевой, переднеязычный, звонкий, мягкий (по акустической характеристике – свистящий).

 

Тема 3.Нарушения фонетической стороны речи и их систематизация.

 

Задание 1. Подготовить миниреферат (5-7 стр.) на тему «Основные виды нарушений звукопроизношения и их систематизация в современной логопедии», самостоятельно изучив и проанализировав дополнительный материал следующих источников:

· Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с. – С. 70-72.

· Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Владос, 2003. – Кн.I: Нарушения голоса и звукопроизносительнй стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2. Дислалия.

· Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб.: Дельта, 1996. – С. 13-51.

· Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989.

· Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., «Просвещение», 1989.–С. 17-20.

План миниреферата:

1. Актуальность рассматриваемой темы (введение).

2. Понятия нормы и нарушения звукопроизношения.

3. Виды нарушений звукопроизношения в исследованиях различных авторов.

4. Определения и характеристика основных видов нарушений звукопроизношения, выделяемых на современном этапе в логопедии.

5. Систематизация нарушений звукопроизношения в работах различных специалистов.

6. Важность четкой дифференциации нарушений звукопроизношения диагностической и коррекционной работе логопеда (заключение).

 

Задание 2. Заполнить схему «Основные признаки нарушения произношения».

 

 


Задание 3. Заполнить таблицу «Систематизация нарушений звукопроизношения».

 

Формы звуковых нарушений Различные классификации Замены, смешения Искажения
По классификации Ф.Ф. Рау    
По классификации Р.Е. Левиной    
По классификации О.А.Токаревой    

Задание 4. Заполнить схему «Нарушения звукопроизношения в системе классификаций речевых нарушений».

 


Тема 4. Учение о дислалии.

 

Задание 1. Подготовить миниреферат на тему «Учение о дислалии. Исторический аспект и современные подходы к рассмотрению дислалии», самостоятельно изучив и проанализировав дополнительный материал следующих источников:

· Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с. – С. 66-68.

· Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий.// В кн. «Очерки по патологии речи и голоса»./ Под ред. С.С. Ляпидевского.– Вып.3. – М.: Просвещение, 1967.–С. 77

· Правдина О.В. Логопедия. – М., Просвещение, 1969. – С.82-85.

· Хрестоматия по логопедии. Т.1/под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М., 1997.

· Логопедия. Методическое наследие. / под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Владос, 20003. – Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч.1. Дислалия.

План миниреферата:

1. Актуальность рассматриваемой темы (введение).

2. Исторический аспект развития учения о дислалии.

3. Понятие дислалии на современном этапе в логопедии.

4. Механизм дислалии.

5. Основные формы дислалии.

6. Основные виды дислалии.

7. Место дислалии в системе речевых нарушений (заключение).

Задание 2. Составить таблицу «Причины возникновения дислалии»

Речевое нарушение Нарушенный компонент речи Причины возникновения
социальные биологические
       

 

Задание 3. Составить таблицу «Формы дислалии»

Формы дислалии Определение нарушения
   
   

 

Задание 4. Составить таблицу «Виды дислалии»

Виды дислалии Определение нарушения
   
   

 

Тема 5. Логопедическое обследование детей с недостатками фонетической стороны речи.

Задание 1. Подготовить альбом для обследования состояния звукопроизношения и фонематического восприятия, включающий речевой и наглядный материал. Рекомендуется использовать при подготовке речевой материал, предложенный в следующем пособии:

Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и приемы коррекции звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М.: Книголюб, 2005.

(Альбом сдается на проверку преподавателю; желательно сделать его в виде презентации в электронном виде).

Задание 2. Провести исследование состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, состояния органов артикуляции и артикуляционной моторики ребенка старшего дошкольного возраста, используя образец речевой карты, предлагаемую схему логопедического обследования и подготовленный диагностический альбом. (Желательно сделать видеозапись обследования и представить ее в виде презентации; преподавателю сдается оформленная речевая карта со сформулированным логопедическим заключением о состоянии фонетической стороны речи).

Задание 3. Провести анкетирование родителей обследованных детей с целью сбора анамнестических данных и, проанализировав полученную информацию на основе речевого клинического диагноза невропатолога и анкеты родителей, установить этиологию данного произносительного расстройства.

Рекомендуется использовать при подготовке анкету, предложенную в следующем пособии:

Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и приемы коррекции звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М.: Книголюб, 2005.

(Преподавателю сдается оформленная анкета с итоговым заключением о предположительных причинах речевого расстройства).

 

Тема 6. Система логопедической работы по преодолению у детей нарушений фонетического строя речи.

Задание 1. Рассмотреть основные этапы логопедического воздействия при дислалии. Определить основные требования к работе над звукопроизношением. Для этого самостоятельно изучить и проанализировать дополнительный материал следующих источников:

· Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I

· Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989.

Подготовить конспект, в котором должны быть отражены следующие аспекты:

1. Различные подходы к основным этапам логопедического воздействия в работах разных специалистов.

2. Этапы работы по исправлению нарушенных звуков речи и их характеристика.

3. Основные требования к последовательной работе над звуками речи.

4. Основные требования к параллельной работе над звуками речи.

Задание 2. Заполнить схему «Анализаторная база формирования правильного звукопроизношения».

 

 


Тема 7. Нормативная артикуляция и недостатки произношения звуков речи (в русском языке).

Задание 1. На основе анализа литературы подготовить I-ю часть альбома «Корекционно-логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения» по следующей тематике: нормативное и нарушенное произношение звуков речи. Использовать следующие источники:

· Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I

· Рау Ф.Ф. Нарушения звукопроизношения. / В кн. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968.

· Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., «Просвещение», 1989.

· Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989

· Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М.: Книголюб, 2005.

 

Образец оформления:

Звук [ ]
Профиль артикуляции звука (нормативной или нарушенной) Описание нормативной артикуляции звука (или сути нарушения звука)

Тема 8. Приемы исправления нарушенных звуков речи.

Задание 1. На основе анализа литературы подготовить II-ю часть альбома «Корекционно-логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения» по следующей тематике:

Ø приемы постановки и автоматизации звуков речи;

Ø речевой материал для автоматизации звуков. Использовать следующие источники:

· Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I

· Рау Ф.Ф. Нарушения звукопроизношения. / В кн. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968.

· Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., «Просвещение», 1989.

· Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989

· Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М.: Книголюб, 2005.

Образец оформления:

Звук [ ]
Этап коррекционной работы
Приемы работы Упражнения или речевой материал