Административное управление в социальном обеспечении

По мере расширения и усложнения системы социального обеспечения усиливалось понимание необходимости соответствующего контроля и управления. Все яснее проявлялась потребность в управленческих кадрах, способных решать социально-политические вопросы, обладающих не только сугубо техническими навыками, но и вникающими в содержательную сторону и этические аспекты социальной работы.

Административное управление рассматривается как один из основных методов практической деятельности в социальной сфере, но в более широком плане включает также ответственность за достижение целей и эффективное функционирование организации. Управленческий персонал делит ответственность с руководителями общественных организаций, больниц и учреждений образования еще шире — с руководителями сектора частных и полуобщественных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Обсуждая проблемы управления, современные авторы выделяют структурные и поведенческие аспекты, рационально-технические элементы, ресурсы, ограничения со стороны окружающей среды, а также политический контроль. Управление — это, по сути, политический процесс на основе дефицита, в ходе которого устанавливается, когда, как, кому и почему предоставляются услуги. С учетом данного обстоятельства управление приобретает все более важное значение в качестве ядра, основного метода всей социальной работы.

В рамках отдельной организации управление представляет собой совокупность следующих процессов:

- формулирование политической линии и представление ее в виде оперативных целей;

- разработка программы и руководство ее реализацией;

- организация финансирования и обеспечение ресурсами;

- руководство деятельностью организации и взаимодействие между организациями;

- руководство и контроль за персоналом;

- выполнение представительских функций и связь с общественностью;

- просветительство;

- контроль, оценка и внедрение инноваций с целью повышения эффективности работы.

В организациях, занятых социальным обслуживанием, управленческая деятельность направлена на повышение эффективности оказываемых услуг в соответствии с общественными ценностями и законами. При этом она во многом обусловливается такими факторами, как географическое положение, клиентура, технология и профессиональная идеология. Предполагается, что управление осуществляется несколькими людьми на разных уровнях организационной структуры. Число людей, которые разделяют между собой ответственность за управление, зависит от масштаба деятельности и структуры организации.

Соответственно управление, помимо управленческой деятельности, направленной на координацию, контроль и интеграцию функций агентства, предполагает также выработку политической линии и системы оказания услуг. В сферу ответственности администратора входит переложение политической линии в конкретные программы, равно как и их обновление и корректировка.

Функции управления осуществляются через ряд взаимосвязанных видов деятельности. В их число входят:

- постановка и ранжирование целей;

- планирование способов достижения целей, в том числе обеспечение необходимыми материальными и нематериальными ресурсами;

- контроль и координация деятельности членов организации;

- обсуждение и решение проблем;

- развивающийся и управляемый персонал;

- установление связей и информационное обеспечение;

- контроль за качеством и количеством услуг, предоставляемых клиентам;

- оценка будущих потребностей организации;

- выполнение представительских функций организации во внешнем мире.

Эти виды деятельности осуществляются на различных уровнях. Так, на институциональном уровне организация взаимодействует с внешней средой в целях выполнения своих задач, получения ресурсов, осуществления коммуникативных или представительских функций. Деятельность на управленческом уровне включает планирование, разработку проектов, руководство, распределение сил и средств, координацию, информацию, контроль, внесение коррективов и оценку. На техническом уровне осуществляется сбор и обработка данных о количестве клиентов, совершенствование, налаживание и интеграция технологического процесса, контроль за персоналом и повышение его квалификации, контроль и оценка качества, расширение ассортимента услуг и совершенствование форм их предоставления. Хотя каждый из этих уровней имеет свои специфические функции, наблюдается и определенное их совпадение. Более того, действия и способы их осуществления на одном уровне оказывают непосредственное влияние на управленческое поведение на других уровнях.

Динамичное руководство и управление играют решающую роль в вопросе выживания и эффективного функционирования органов социального обеспечения в часто меняющемся и далеко не всегда благожелательно настроенном окружении. Такое управление должно основываться на знаниях об эффективном управлении, а также на личных убеждениях. Сюда относятся вопросы этики и морали, которые должны согласовываться с основными ценностями демократического общества.

Поделиться…