Глава 2 ЖИЗНЬ КАК ПУЛЬСАЦИЯ

Определяя, что такое жизнь, Санчжэй-Чжамцо пи­шет: "Части жизни дано название пульсации времени жизни, она с дыханием выходит от кончика носа на 16 пальцев и затем вновь входит внутрь.

Другая часть — это заблудившийся принцип жизни [bla]... Постоянно проходя через множество водных ни­тей рук, [она ] заблуждается и выходит наружу.

Что касается третьей [части], она, если собрать то, что [о ней сказано] в разделе тантр и в других, нахо­дится в содержании [всего проявления жизни], являя' необходимую пульсацию в природе собственной длитель­ности. Представляя принцип жизни [как таковой], не останавливаемый, подобно вышеописанному, [этот принцип жизни] охватывает все тело с головы до ног и движется, сочетаясь с внутренними пульсациями — пульсациями жизни — белыми, черными и синими (т.е. пульсациями слизи, крови-желчи, ветра [18, с. 182]) и с дыханием. Вместе с необходимо исследуемыми пятью выдохами и вдохами [он] считается подходящим для восприятия вышеуказанных пульсаций. Они же все, представляя части жизни [как таковой — srog], в целом определяются словом "жизнь" [в этом теле — tshe].

Ветры, кровь, тонкое семя [mdangs] и все осадки тонкими и грубыми движущими полостями соединяют все внешние и внутренние [части ] тела, и, благоустроив это тело, в течение длительного времени эта определяю­щая существование грубая основа является как бы его корнем. Более того, поскольку [эта структура] является как бы корнем [rtsa ba ], на котором держится жизнь, она носит название каналов-пульсаций жизни" [11, II, 4, л. 44а ].

Необходимые пояснения: термины bla, srog, tshe, каждый из которых можно бы перевести как "жизнь", семантически все же не однозначны.

Bla. Этот термин часто переводят как "душа", оче­видно, основываясь на том, что в буквальном смысле это слово означает "высшее" (в человеке). Однако в поня­тие "душа" на любом из европейских языков вкладыва­ется содержание, совершенно не сходное с тем, что под­разумевают тибетцы под bla. И давая определение сло­весного смысла термина bla, Вандуй пишет: "Bla. Это одно из названий жизни (srog)... Это термин для обоз­начения срока жизни (tshe), теплоты (drod) и агрегата сознания (rnam shes rten, citta)" [8, с. 382]. Именно на этом основании я перевожу Ыа как принцип жизни.

Srog. "Вообще это то, что лежит в основе и поддер­живает основу [жизненности] в каждой области [тела], это та часть ее, которая осуществляет необходимую глу­бокую связь (dbyer med) ветра с умом (sems, manas)" [8, с. 645], что позволяет понимать srog как жизнь [как таковую].

Tshe. Собственно, это то же, что санскритское ayuh (возраст) в значении kala (время, жизнь, длящаяся ка­кое-то время).

Итак, по определению Санчжэй-Чжамцо, пульсация жизни, находясь в основе всех форм жизни и являя не­обходимую пульсацию в природе собственной длительно­сти, представляет собою принцип жизни как таковой. Какова же причина этой пульсации? На этот вопрос от­вет дается в п. 1 Ютогбы (см. ч. 1, гл. 2): "Причина пульсации заключается в следующем. Это [человеческое ] тело порождено свойствами четырех либо пяти махабхут. Причина возникновения пульсации из­нутри него подобна семени-зародышу, каковым является сердце" [18, с. 181].

Четыре махабхуты — это земля, вода, огонь, ветер. Пятый махабхута — пространство — отвечает за про­странственную конфигурацию "наимельчайших частиц

— rdul phra rab" [13] и образует полости в человече­ском теле. Тему пяти махабхут мы рассмотрим в следу­ющей главе, здесь же лишь подчеркнем, что, признавая причиной всех пульсаций сердце, "являющееся преиму­щественным обиталищем сознания (rnam shes)" [18, с. 197], тибетская медицина указывает на различное их происхождение, о чем речь пойдет ниже.

Теперь же рассмотрим п. 2 Ютогбы. Сущность пульсации. Ютогба предлагает следующее определение сущности пульсации: "Сущность пульсации

— это движение крови, ветра и воды, а также полости [по которым они движутся]. Поэтому-то говорят, что корень [rtsa ba] сам не распространяется, а передача идет по каналам [rtsa]. [Так обычно говорят]. Я же не утверждаю, что сущность пульсации — это движение крови, ветра и воды вместе с полостями. Это все равно, что утверждать, например, что поскольку масло белое и белизна ему внутренне присуща, то белизна и есть мас­ло. Скорее, сущность пульсации — это движение крови, ветра и воды по полостям, [обнаруживающее ее ] связь с внешними и внутренними частями тела и связь с особым каналом жизни" [18, с. 181].

К различным каналам жизни и к ветру мы обратимся ниже; вода в данном контексте — это желтая вода [chu ser]: "В этом случае вода означает желтая вода" [11, II, 4, л. 306]. Вандуй поясняет: "Желтой водой называют желто-красную жидкость, находящуюся между мясом и кожей и внутри суставных влагалищ, сочетающую крас­ного цвета субстанцию — производное осадка крови, и черновато-желтого цвета субстанцию — производное со­ка желчи" [8, с. 168].

Очень важное значение имеет классификация пуль­саций, на которой мы остановимся подробней.

"Классификация пульсаций: с точки зрения проис­хождения [rigs], с точки зрения опоры [rten], с точки зрения природы [rang bzhin]" [18, с. 182].

"Классификация с точки зрения происхождения. Ютогба лишь называет виды пульсаций с точки зрения их происхождения, значение же их выявляется через постижение их природы; белая пульсация рождается в мозге, она сущностная; черная пульсация рождается в канале жизни — это пульсация крови; пульсация ветра — это пульсация смешанных ветра и крови" [18, с. 182].

Классификация с точки зрения опоры: мужская пульсация, женская пульсация, бод-хисаттвовская пульсация [18, с. 182].

Эти три типа пульсаций определяют психофизиоло­гический тип личности: "Нет человека, чья пульсация не относилась бы к одному из этих трех типов... Пуль­сация, называемая мужской, вследствие преобладания ветра толстая, ее биение грубое. Женская из-за преобла­дания желчи тонкая и быстрая. Бодхисаттвовская из-за слизи медленная, тягучая, мягкая" [11, IV, л. 21а,б]. Так происходит потому, что "опорой" мужской , жен­ской и бодхисаттвовской пульсаций являются соответст­венно основные каналы-пульсации тела: Авадхути, Ра-сана и Лалана. И прежде чем приступить к дальнейше­му обследованию пациента, тибетский врач определяет характер его врожденной пульсации, относя ее к одному из трех указанных типов. Врожденная пульсация четко определяется у здорового человека, когда на нее нет на­кладок иных пульсаций вследствие избыточности либо недостаточности пульсаций ветра, желчи или слизи — иначе определение врожденной пульсации может ока­заться затруднительным. Тибетские врачи учитывают также возможность определения психофизиологического типа личности и соответственно типа врожденной пуль­сации по конституции, характеру, вкусам, привычкам, образу жизни (см. гл. 1).

Еши Донден, однако, замечает, что у людей, облада­ющих природой ветра, тип пульсации не обязательно будет мужским; то же относится и к другим типам лю­дей — с природой желчи или слизи [107]. В Тибете бы­ло принято спрашивать у больного о типе его врожден­ной пульсации, который обычно был ему известен. Тек­сты подчеркивают, что если не определить тип врожден­ной пульсации у пациента, то можно спутать врожден­ную пульсацию с болезненной, поэтому важно это сде­лать прежде, чем приступить к исследованию частных характеристик отдельных пульсов.

Классификация с точки зрения природы. Согласно положениям тибетской медици­ны, в теле человека имеются три "канала жизни", кото- рыми определяются функции всех систем организма. Это "центральный канал жизни", или Авадхути, "черный канал жизни", или нижняя полая вена [11, II, л. 366], и "белый канал жизни", или канал спинного мозга [11, II, 4, л. 406]. Из них черный и белый каналы жизни явля­ются вторичными образованиями, основу же всей жизне­деятельности организма составляют Авадхути и взаимо­зависимо с ним функционирующие левый белый канал Лалана и правый красный канал Расана: "Если объеди­нить все виды каналов, они группируются в три — ка­налы ветра, каналы крови, каналы воды. Из них же ка­налы ветра единственно от Авадхути, каналы крови только от Расаны и каналы воды только от Лаланы рас­ходятся и [вследствие этого] обладают способностью [проводить соответствующие энергии ].

Но от чего же считать расходящимися каналы сме­шанных ветра и крови? — Все эти три пульсирующих канала: Расана, Лалана и Авадхути, собравшись в корне сердца, силою промежутка, в котором функционирует подверженный эмоциональным аффектам ум, заставля­ют пульсировать сердце, и по этой причине в сердце и во всех соединяющих принцип [этой пульсации] кана­лах движутся, соединившись, ветер и кровь, и каналы пульсируют.

У этого тела при зачатии в матке все пульсации суть только формирующие пульсации; от этих пульсаций, [сконцентрированных] в середине пупа, расходятся три бесподобных острия [в виде каналов-пульсаций ].

Из этих так разветвившихся каналов-пульсаций пер­вый — это некий движитель базы воды-луны, проходя­щий по левой стороне тела и связующий сердце, горло и макушку по центрам чакр, а в других местах, разветв­лениями опираясь на этот идущий вверх канал, [ветви канала] формируют мозг, и по причине того, что мозг активизирует омраченность и слизь, в силу условия их совместной активности, эта омраченность, опираясь на мозг, локализуется и проявляется [там]. Омрачение, тяжкая темнота и прочие, ибо они по большей части проявляются в голове, порождают из этой омраченности слизь и осуществляют локализацию в верхней части те­ла причин, условий и результатов [ее активности ].

Подобным же образом второй из этих каналов — это некий движитель базы крови-огня, он в середине тела в обширной области печени входит во вбирающий пита­тельный сок канал. Его ветвь, доходя до десятого по­звонка и опираясь на него, формирует черный канал жизни с ветвями. [Здесь] кровь активизирует гнев и желчь, и в силу условия их совместной активности этот гнев, опираясь на черный канал жизни и кровь, локали­зуется там; от этого гнева рождается желчь, вследствие чего в середине тела локализуются причины, условия и результаты [этой активности], и гнев, когда он внезапно возникает, производит возмущение в средней части тела и там рождается и проявляется.

Затем третий из этих каналов [Авадхути]. Это некий движитель ветра-мудрости. В направлении выхода дыха­ния из тела он идет вверх, как это описано выше (т.е. по центру тела. — В.П.). Его одно острие пронизывает нижнюю часть тела, там вследствие движения базы бла­женства возбуждается тайное место, и семя активизиру­ет страсть и ветер. В силу условия их совместной дея­тельности страсть проявляется, локализуясь в тайных местах мужчины и женщины. Так как из этого рождает­ся ветер, он локализуется в нижней части тела вместе с причинами, условиями и результатами [своей активно­сти]. Эта сущность именно в силу своей локализации так мощно проявляется" [11, II, 4, л. 346-356].

Представляя основу всех наличных каналов-пульса­ций, Авадхути, Лалана и Расана создают структуру по­следовательно расходящихся 1072, 72 000, 13 500 000 каналов, связующих тело в одно целое. Тексты описыва­ют четыре типа таких каналов: "[1] формирующие ка­налы [chags pa'i rtsa ]; [2 ] каналы бытия [srid pa'i rtsa ]; [3] каналы связи ['brel ba'i rtsa]; [4] содержащие жизнь каналы всех начал [tse gnas pa ye rtsa]" [2, II, 4, л. ЗЗб].

Их природа выявляется по их функциям, описывае­мым Ютогбой следующим образом: «[1] каналы, прово­дящие подобный каплям воды сок хилуса; [2] каналы, проводящие сок крови, подобный каплям киноварной травы "лома"; [3] каналы, проводящие сияющий подо­бно радуге разными цветами сок тонкого семени и света; [4 ] каналы, проводящие цвета очищенного золота сок дыхания, подобный пронизывающему землю пару» [3, с. 182].

Добавив к этому сердце, получим пять каналов. Сер­дце же как "царь каналов жизни осуществляет пульса­цию жизни" [3, с. 182]. Г л а в а 3