Понятие и характерные черты пособия по безработице

Гарантии социальной поддержки безработных установлены Законом Российской Федерации от 19.04.91 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Статьей 28 этого Закона определено, что государство гарантирует безработным, в частности, выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Пособие по безработице обладает теми же признаками, что и иные виды пособий, при этом имеет существенное отличие. Что касается общих признаков, то пособие, прежде всего, представляет собой денежную выплату.

Указанная денежная выплата представляет собой один из видов пособий по социальному обеспечению.

Эта выплата гарантирована государством. Гарантированность проявляется в том, что право на пособие регулируется законодательством, и немедленно, полно реализуется при наступлении определенных обстоятельств[12]. Если же требования законодательства не исполняются, то право на пособие реализуют в принудительном порядке. Если у работника есть право на пособие, то он может защищать свое нарушенное право при не выплате пособия, либо в административном, либо в судебном порядке.

Как и любое пособие, пособие по безработице является временной помощью.[13]

Со всеми остальными пособиями, пособие по безработице объединяется еще одним признаком – целевым назначением, поскольку цель пособия – полностью или частично компенсировать временно утраченный заработок.

По своей видовой принадлежности с учетом сроков выплат пособие по безработице следует отнести к периодическим пособиям, т.е. выплачиваемым в течение определенного периода.

По источникам выплат рассматриваемое пособие относится к тем, что выплачиваются за счет средств бюджета.

У пособия по безработице есть и иные особенности, главная из которых, выражается в том, кто является адресатом этого пособия. Речь идет о гражданах, которые признаны в установленном порядке безработными.

Следует акцентировать внимание на том, как Закон о занятости определяет безработных. Закон определяет безработных как трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в органах службы занятости для поиска подходящей работы. Эти граждане находятся в состоянии поиска работы и проявляют готовность приступить к ней. В структуре заработка не полежит учету выходное пособие и сохраняемый средний заработок тем гражданам, что уволены из организаций или с военной службы без учета их организационно-правовой формы и формы собственности по причине ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников организации (ст. 3 Закона N 1032-1).

Признание гражданина безработным осуществляется решением органов службы занятости в соответствии с местом жительства. Для этого дается срок - 11 дней со того момента, когда в службу занятости были предъявлены документы: паспорт, трудовая книжка или документы, которые их заменяют. Также нужны документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию, справка о среднем заработке за последние три месяца на последнем месте работы, а если гражданин ранее не работал и не имеет профессии (специальности), то ему необходим паспорт и документа об образовании.

Те граждане, что относятся к категории инвалидов, должны для получения статуса безработного представить также индивидуальную программу реабилитации, которая выдана в установленном порядке и содержит заключение о том, какой характер и условия труда рекомендуются лицу.[14]

Ответ на вопрос о том, в каком порядке происходит регистрация граждан для поиска подходящей работы, как регистрируют безработных граждан и какие требовании установлены для подбора подходящей работы, мы можем найти в Постановлении Правительства РФ от 07.09.2012 N 891.[15]

Для безработного гражданина устанавливаются следующие требования (абз. 1 п. 1 ст. 3 Закона о занятости):

- это должно быть трудоспособное лицо;

- у него нет работы и заработка. Как уже было сказано при этом не учитывается выплаченное выходное пособие и средний заработок, который сохраняется для уволенных в связи с ликвидацией организации, либо по причине прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, или в связи с сокращением численности или штата работодателя;

- нужно иметь статус зарегистрированного в органах службы занятости;

- это только находящиеся в поиске работы и готовые приступить к ней.

Причем не каждый в этих условиях может быть признан безработными. В любых обстоятельствах безработным не могут быть:

- подросток, которому нет 16 лет;

- лицо, получающее трудовую пенсию по старости или её часть; либо пенсию по старости или за выслугу лет в связи с государственным пенсионным обеспечением;

- те граждане, что в течение 10 дней после регистрации в органах службы занятости для поиска подходящей работы отказались от двух вариантов подходящей работы, даже если это работа временного характера. В отношении ранее не работавших и не имеющих профессию (специальность) – действует иное правило: они не станут безработными, если дважды отказались от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, в том числе временной. Стоит учитывать, что гражданину нельзя предлагать одну и ту же работу (профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

- лица, которые не явились без уважительных причин в течение 10 дней после их регистрации для поиска подходящей работы в органы службы занятости для получения предложения по подходящей работе, а также те, что не явились в срок, который был установлен органами службы занятости чтобы их зарегистрировать как безработных;

- лица, которым суд назначил наказание в виде исправительных работ, а также к наказание в виде лишения свободы;

- лица, которые представили документы о том, что у них отсутствует работа и заработок, и эти документы содержат заведомо ложные сведения, либо в документах есть недостоверные данные для признания лица безработным.

Сведения о том, когда зарегистрированному лицу нужно посетить государственное учреждение службы занятости населения чтобы подобрать подходящую работу, вносятся в специальный регистр, где записаны получатели государственных услуг в сфере занятости населения - физические лица. Зарегистрированное лицо уведомляется о дате посещения указанного учреждения письменно (под роспись).[16]

Граждане, получившие отказ от службы занятости, могут "попытать счастья" еще раз - через месяц со дня отказа.

В Определении ВС РФ от 13.06.2012 N 74-АПГ12-6 прозвучало, что законодательство о занятости населения распространяется в том числе на иностранных граждан и лиц без гражданства.[17] В этом случае нужно учитывать, что для признания гражданина безработным должен быть соблюден ряд условий, в частности органы службы занятости населения принимают решение о признании гражданина безработным при условии, что он зарегистрирован по месту жительства. Соответственно, иностранные граждане, представившие в службу занятости населения документы о временном пребывании, не могут быть зарегистрированы в качестве безработных.

Если же статус безработного приобретен, то это означает возникновение права на пособие по безработице.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что пособием по безработице следует считать периодическую денежную выплату гражданам, которые признаны в установленном порядке безработными, имеющую цель возместить утраченный заработок за счет средств государственного бюджета.

Обращаясь в суд, за защитой прав, связанных с размерами и порядком выплаты пособия по безработице, граждане должны знать, что исковые требования о перерасчете размера пособия по безработице не подлежат оплате государственной пошлиной в силу положения подп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий. Так, по одному из дел определением судьи истцу, обратившемуся в суд о признании безработным, восстановлении в качестве безработного, возложении обязанности совершить определенные действия и произвести перерасчет пособия по безработице. отказано в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины, указанное исковое заявление оставлено без движения, предложено представить в суд доказательства уплаты государственной пошлины. Однако, судебная коллегия с таким решением не согласилась, указав, что с учетом пп.1 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ пошлину истец платить не должен по причине того, что речь идет о специальной категории дел.[18]